Животные

Питомцы

Алфавитный указатель животных

Красавка (Anthropoides virgo)
(Demoiselle crane)

КРАСАВКА (Anthropoides virgo) самый мелкий представитель семейства, ее рост 95—97 см, масса 2,5—3,5 кг. Голова, шея и грудь черные, все остальное оперение сизо-серое. Особое украшение птицы — пучки длинных рассученных белых перьев над глазами, которые развеваются в виде султанов или кос. Красавка — обитатель степных и полупустынных областей Европы и Азии. Когда-то она в массе гнездилась в открытых ландшафтах Венгрии и Румынии, в степях Украины и Предкавказья, в Поволжье, Калмыкии и других районах Прикаспия, в Казахстане, на Алтае, в Туве и Забайкалье. Сейчас численность этих журавлей резко снизилась, и встретить красавку на гнездовье в сколько-нибудь заметном количестве можно лишь в сухих степях Прикаспия, особенно в Калмыкии, да кое-где в Западном и Центральном Казахстане. Полностью сохранила красавка свою численность в Монголии, где эта птица пользуется особым покровительством кочевников-скотоводов. Зато она практически исчезла на огромных территориях Украины (крайне редка, в Крыму) и на Северном Кавказе, а также в большинстве районов Казахстана и Забайкалья. Почти нет красавки в Западной Европе. Небольшая изолированная популяция красавки предположительно гнездится в Марокко, однако сведений о ней нет,— не исключено, что она исчезла. Красавка — типично перелетная птица. Большинство красавок с европейской части ареала зимует в Африке, в основном в долине Нила. Птицы из Казахстана, Забайкалья и Монголии летят на зимовки в Индию и Юго-Восточную Азию. На зимовках красавки скапливаются в огромных количествах, ночуя на мелководьях и плоских речных островах, а днем летают кормиться на убранные поля пшеницы, проса и других культур. Излюбленные места гнездования красавки — сухие злаково-польшные степи, где травянистый покров не образует сплошной дерновины, а растет небольшими куртинками, между которыми проглядывают участки голой засоленной почвы. Однако в целом красавка не так уж прихотлива и легко мирится со сплошным, но невысоким травянистым покровом и даже с залежными и заброшенными полями. А в последние годы она начала гнездиться и на пашнях, обработанных под пшеницу, чего раньше определенно избегала. Гнездо красавки — небольшая ямка практически без выстилки, но окруженная валиком из кусочной солончаковой корки, овечьего помета или мелких камешков, которые птица приносит часто издали. Кладка красавки состоит, как правило, из 2 яиц, но известны и кладки в 3 яйца. Откладка яиц в середине апреля, птенцы появляются в мае, хотя иногда размножение и запаздывает. Яйца красавки, как и других журавлей, имеют оливково-буроватый основной фон, по которому разбросаны в беспорядке некрупные ржаво-коричневатые пятна. Семьи у красавки не распадаются до следующего периода размножения. Численность красавок продолжает снижаться. Причины этого в деградации гнездовых биотопов в связи с распашкой и усиленным выпасом. Оказывают влияние и другие, более случайные, но в сумме ощутительные факторы: браконьерство, гибель птиц на электропроводах, отравление сельскохозяйственной химией. При гнездовании на пашнях много гнезд и птенцов красавки гибнет под колесами тракторов и комбайнов. Современная численность красавки в пределах бывшего СССР оценивается в 40— 50 тыс. особей.