Класс КСАНТОПОДОВЫЕ
(Xanthopodophyceae)

Ксантоподовые /
Xanthopodophyceae /

Класс КСАНТОПОДОВЫЕ (Xanthopodophyceae) К классу ксантоподовых относятся наиболее просто устроенные желто-зеленые водоросли. Это типичные представители амебоидной (ризоподиальной) структуры. Характерной особенностью организации их тела является наличие у клеток только перипласта, позволяющего клетке изменять свою форму и вырабатывать выпячивания в виде более или менее широких псевдоподий или длинных ризоподий. Ксантоподовые представлены в большинстве своем одноклеточными формами. Все они микроскопических размеров, некоторые заключены в «домик». Живут свободно или прикрепляются к нитчатым водорослям. Обитают главным образом в пресных водоемах. Класс ксантоподовых включает один порядок, который подразделяют на два семейства с небольшим числом видов. К наиболее типичным представителям ксантоподовых относится ризохлорис глазковый (Rhizochloris stigmatica) — одноклеточный организм, обитающий в придонных слоях воды небольших олиготрофных (бедных питательными веществами) прудов и глубоких ям. Клетки его с тонким нежным перипластом, в очертаниях округлые, достигают в диаметре 12 — 14 мкм. Они образуют немногочисленные ризоподий, благодаря которым осуществляется движение. В клетке имеются 2 — 3 дисковидных, окрашенных в светло-желто-зеленый цвет хлоропласта, на верхушке одного из них обычно находится маленький темно-красный глазок. Между хлоропластами в центральной части клетки располагаются капли масла и жира и светопреломляющие блестящие кристаллы (возможно, лейкозин); имеются в клетках и пульсирующие вакуоли. Ризохлорис относится к одноядерным организмам, но в живой клетке ядро увидеть не удается. Для того чтобы его разглядеть, необходимо применить специальные красители. Размножается ризохлорис вегетативно, простым делением клетки надвое. Питается он фототрофно и голозойно, путем захвата ризоподиями бактерий, наннопланктонных водорослей и частичек детрита (детрит—продукт распада организмов). Помимо рода ризохлорис, в пределах класса ксантоподовых известны и другие роды, у представителей которых клетки живут в «домике», а также колониальные формы. Среди ксантоподовых имеются плазмодиальные формы, представленные двумя монотипными родами. Особенно интересен миксохлорис сфагновый (Myxochloris sphagnicola), плазмодии которого встречаются большими скоплениями в водоносных клетках листьев сфагнума. Плазмодии миксохлориса крупные, содержат большое число дисковидных светло-зеленых хлоропластов, много ядер и пульсирующих вакуолей. Наличие плазмодиальных форм у желто-зеленых водорослей в известной мере подтверждает родственные связи этого отдела с золотистыми водорослями, ибо только в этих двух отделах имеются представители с подобной структурой тела (Myxochrysis paradoxa из отдела Chrysophjta).

Класс КСАНТОПОДОВЫЕ