Алфавитный указатель динозавров

Трицератопс (Triceratops)
(Triceratops)

Трицератопс, большой четвероногий цератопсовый динозавр, питающийся растениями, с костяной оборкой на задней части черепа и тремя выступающими рогами. Окаменелости «трехрогого лица», как обычно переводится его латинское название, датируются последними 3 миллионами лет мелового периода, что делает его одним из последних динозавров, не относящихся к птицам. По оценкам палеонтологов, длина тела трицератопса приближалась к 9 метрам (30 футам). Считается, что самые крупные взрослые особи весили свыше 7 т.
Трицератопс - наиболее часто обнаруживаемый динозавр в верхних меловых отложениях западной части Северной Америки, и его останки были обнаружены по всему региону. Хотя многие другие крупные цератопсы были обнаружены в массовых скоплениях, представляющих множество индивидуумов, трицератопс редко встречается в группах из трех и более особей. Когда в 1887 году был обнаружен первый экземпляр, его приняли за гигантский вид вымерших бизонов. Только позже дальнейшие открытия показали, что на самом деле это был рогатый динозавр. Трицератопс был официально назван и описан в 1889 г. В настоящее время известно два признанных вида: T. horridus и T. prorsus.
У трицератопсов был гигантский череп, а у некоторых особей были черепа длиной почти 3 метра, что делало их одними из самых больших среди всех наземных животных. В дополнение к его трем заметным рогам, которые располагались над каждым глазом и на морде, он имел многочисленные небольшие шипы (эпокципиталы), окаймлявшие край расширенной оборки кости на задней части черепа. На оборке насчитывалось 19–26 эпокципиталов. У трицератопса также были более мелкие роговидные выступы на скулах. Верхняя и нижняя челюсти были выстланы рядами зубов. Передняя часть рта образовывала клюв. Вдобавок большая часть черепа была покрыта углублениями от кровеносных сосудов; подобные углубления обнаруживаются под ороговевшими клювами у современных птиц. Это говорит о том, что вся голова динозавра, за исключением щек и области вокруг ноздрей, была покрыта кератином. У многих живых птиц кератин очень красочный, что говорит о том, что черепа трицератопсов тоже могли быть очень красочными.

Известно, что череп претерпел драматические изменения формы на протяжении всего развития трицератопса от эмбриона до взрослой особи. Самые маленькие черепа трицератопсов имеют небольшие прямые рога над глазами. Чуть более крупные молодые особи имеют загнутые назад рога над глазами и треугольные эпокципиталы, граничащие с большой оборкой на задней части черепа. По мере того, как молодые особи созревают и становятся взрослыми, их рога загибаются вперед, а эпокципиталы, граничащие с оборкой, становятся уплощенными.
Считается, что трицератопс жил рядом с другим крупным рогатым динозавром, торозавром, который отличается от трицератопса более крупной и тонкой черепной оборкой, перфорированной двумя большими отверстиями.

Трицератопс: классификация: