Семейство ЩИТНИКИ
(Pentatomidae)

Насекомые / Клопы / Щитники /
Insecta / Hemiptera / Pentatomidae /

Семейство ЩИТНИКИ (Pentatomidae) Много вредителей сельского хозяйства имеется в этом семействе. Среди серьезных вредителей огородов особо выделяется группа так называемых крестоцветных клопов (виды рода Eurydema). Они сходны по биологии, но отличаются характером географического распространения. Рапсовый клоп (Е. oleracea) встречается в России почти повсюду, кроме северных областей; горчичный клоп (Е. festiva) не распространяется севернее 55° с. ш.; в Сибири его сменяет сибирский крестоцветный клоп (Е. gebleri); разукрашенный клоп (Е. ornata) вредит в степной и лесостепной зонах, а среднеазиатский капустный клоп (Е. maracandica) — в среднеазиатских республиках. Все они отличаются яркой зеленой или синей окраской с металлическим отблеском, с примесью пятен и полос красного, желтого и белого цветов. Питаются преимущественно дикими и культурными крестоцветными растениями. Могут сильно вредить капусте, рапсу и горчице. Зимуют взрослые клопы, собираясь группами под различными растительными остатками, часто в листовой подстилке под покровом древесных растений. Всю зиму они проводят в оцепеневшем состоянии, а весной покидают места зимовки и разлетаются в поисках кормовых растений. Вскоре, после некоторого периода усиленного питания, клопы спариваются и самки приступают к откладке яиц. Яйца помещаются на листья и стебли крестоцветных характерными кладками в два ряда по шесть яиц в каждом. Яйцо имеет вид маленького бочоночка с крышечкой. В зависимости от погодных условий продолжительность стадии яйца длится от 6 до 30 дней. Постэмбриональное развитие — от 25—30 (на юге) до 50—60 дней (на севере); поэтому в южных районах может быть два и даже три поколения. Личинки и взрослые клопы высасывают клеточный сок из своих кормовых растений. В тех местах, где хоботком была проколота кожица, на листьях и стеблях появляются обесцвеченные белые пятна. Если повреждаются молодые растения, они желтеют, задерживаются в росте и увядают. Повреждение цветоносных побегов на семенниках приводит к опадению цветков или щуплости семян.

Семейство ЩИТНИКИ