Семейство БОЛЬШЕНОГИ
(Megapodiidae)

Птицы / Куриные / Большеноги /
Aves / Galliformes / Megapodiidae /

Семейство БОЛЬШЕНОГИ (Megapodiidae) или сорные куры — своеобразные птицы, резко отличающиеся не только от остальных куриных, но и от всех других птиц характером размножения. Они не строят гнезд (в общепринятом смысле), не насиживают кладку и не выкармливают птенцов. Тем не менее забота о потомстве у них проявляется очень ярко, но в весьма своеобразной форме. Распространены сорные куры в южном полушарии от Никобарских и Филиппинских островов на юг до Австралии, на юго-восток до островов Центральной Полинезии. Они населяют главным образом тропические дождевые леса, но живут и на коралловых островах с бедной растительностью, и в сухих зарослях (скрэбе) полупустынных частей Австралии. Ведут наземный образ жизни, взлетают лишь будучи испуганными, и, взлетев, поспешно садятся на ближайшие деревья. Сорные куры — крупные птицы, по общему складу напоминающие индюка, некоторые виды и размерами не уступают индюку. Тело плотное. Ноги очень большие, сильные, пальцы длинные, с сильными прямыми когтями. Крылья широкие и тупые. Окраска оперения, за редким исключением, неяркая. В этом семействе 7 родов с 10 видами. Представители этого семейства откладывают яйца в грунте, в кучах разлагающихся органических веществ, которые они нагребают сами, в кратерах вулканов, изредка в расщелинах скал. Яйца у сорных кур очень крупные, с большим содержанием желтка. Они помещаются в куче всегда в вертикальном положении. Развитие яиц происходит без насиживания, но у ряда видов самцы ревностно следят за гнездовой кучей. Вылупление птенцов происходит внутри кучи, иногда на глубине 50—90 см под землей. Выбравшись на поверхность, птенцы сразу же бегут в лес и к вечеру того же дня начинают летать.

Семейство БОЛЬШЕНОГИ