Национальный парк - Пантанал

Расположение и история Pantanal National park

Бескрайний заповедник Пантанал занимает большую часть третьего по величине штата Бразилии — Mato Grosso, лежит в самой западной ее части, на границе с Боливией и Парагваем. Это один из самых больших заповедников на планете (площадь около 150 тыс. км2.), славящийся своими пейзажами невероятной красоты и уникальным растительным и животным миром. Эта бескрайняя саванна, ограниченная с севера джунглями Амазонии, а с юга — прибрежными атлантическими лесами, является одной из самых богатых экосистем на Земле. Конечно, Амазонка знаменита, но в Пантанале - прекрасное место для созерцания дикой природы.

Раньше природе этих мест ничто не угрожало, но за последние 100 лет из-за бесчисленных антропогенных факторов (расширяющаяся инфраструктура, рост населения, расширение промышленности и сельского хозяйства и т.п.) экологическое состояние Пантанала резко ухудшилось. Ранее часто встречаемые здесь виды животных стали редкими. По оценкам зоологов, по крайней мере 50 разновидностей оказались на грани исчезновения или близкими к ней.

Такие крупные хищники и травоядные животные как гигантская речная выдра, гривистый волк, оцелот, пума, ягуар, гигантский муравьед, олени болота и гигантский армадилл раньше встречались здесь в большом количестве. Сегодня, они все перечислены как животные, находящиеся под угрозой исчезновения.

Сейчас правительство Бразилии принимает меры по поддержанию экологического равновесия в этой части страны и спасению редких видов животных от браконьерства, спонсируя разнообразные экологические проекты и проведение акций, направленных на пропагандирование в обществе идей сохранения и защиты растительного мира и животных уникальной природной зоны.

Природа и животные Pantanal National park

Только в нескольких местах в мире природа сохранилась в такой первозданной красоте. Пантанал является уникальным местом, где вековые леса соседствуют со сталактитовыми и сталагмитовыми пещерами, великолепными водопадами и прозрачными водами рек с экзотическими рыбами.

Природные условия этого района весьма контрастны. Наводнения во влажный летний сезон чередуются с зимними засухами. В период наводнения вода поднимается здесь более чем на три метра. Португальцы, впервые попавшие сюда в период дождей, решили, что это море, и назвали его Шараес (Xaraes). С апреля по ноябрь, когда солнце начинает нещадно палить долину, Пантанал становится домом для множества животных и птиц. Они кормятся рыбой, которая остается на поверхности многочисленных речушек и водоемов, после того как уровень реки снизился. Это настоящий рай для фотографов и биологов.

Сухой сезон тянется с июня по сентябрь, тогда и можно заняться рыбалкой на пираний, дорадо и др. рыб, которых насчитывается более 260 видов. Лучше всего приезжать в августе — сентябре, в это время года здесь царит оптимальный погода - днем температура поднимается до 35°С, но если дует холодный ветер со стороны Аргентины, может опуститься до 20°С. Ночи более прохладные — 15-20°С, когда по берегам озер, рек и речушек стоят сплошь укрытые душистыми цветами разнообразные, удивительные деревья. В это время на территории парка происходит миграция, и как раз в этот период здесь собираются почти все возможные обитатели этого знойного южного материка. Это и речные выдры, и гигантские армадиллы и муравьеды, памповые олени и миллионы птиц.

В конце года, когда в течении четырех-пяти месяцев идут бесконечные дожди, этот край превращается в переплетение бесчисленных рек и озер. Но этих дождей было бы недостаточно для долины, если бы она не была с одной стороны защищена горами, с которых спускаются мощные водяные потоки, в частности р. Парагвай, а с другой не была бы плоской. Это благоприятствует сбору воды.

Столь контрастные природные условия обеспечивают и разнообразие природных климатических зон. Здесь сочетаются такие несовместимые, казалось бы, зоны как Амазонские леса, каатинга, Бразильская Саванна, Атлантические дождевые леса и Парагвайская Чако (Chaco). Только представьте себе все многообразие представленных в этом районе растений – от кактусов до тропических деревьев, увитых лианами. Столь разнообразный климат обусловливает и широкое разнообразие животных. Еще не составлен полный перечень пернатых, проживающих в регионе, но их уже насчитывается более 700 разновидностей. В долине водится 260 разновидностей рыб, среди которых знаменитая пиранья, 80 видов млекопитающих и 50 видов рептилий!

Вы найдете здесь покой, наблюдая за жизнью птиц и огромного размера бабочек, вслушиваясь в звуки природы, растворяясь в ней. К тому же животных здесь увидеть легче, чем в Амазонии — они здесь на виду. Видели ли вы паука-птицееда величиной со скворца: мохнатого, глазастого, прыгающего на два метра в высоту? Или пятиметровую анаконду? Не говоря уж о великом множестве птиц, парящих в воздухе или сидящих на деревьях по берегам рек: колибри, попугаи, тангары, длинноклювые туканы — всех не перечислить. С апреля по ноябрь Пантанал становится домом для множества животных и птиц. Они кормятся рыбой, которая остается на поверхности многочисленных речушек и водоемов после того, как уровень реки снизился. Это настоящий рай для фотографов и биологов. На деревьях, покрытых лианами, гнездятся бакланы и множество других птиц самой разнообразной расцветки. Зрелище поистине красочное!

PANTANAL NATIONAL PARK