ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ
национальный парк

Расположение и история национального парка «Забайкальский»/

Национальный парк «Забайкальский» образован в 1986 г. на территории Республики Бурятия с целью сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал. Национальный парк расположен на восточном побережье оз. Байкал, в центральной части Республики Бурятия, на территории Баргузинского района. На севере к границе национального парка примыкает территория Баргузинского государственного природного биосферного заповедника.

Площадь национального парка составляет 269,1 тыс. га, все земли полностью предоставлены национальному парку. В составе территории парка 37 тыс. га акватории оз. Байкал (13,8% общей площади парка). Лесные земли занимают 158,6 тыс. га (58,9%), покрытая лесом площадь — 157,7 тыс. га (58,6%). Нелесные земли занимают 71,6 тыс. га (26,6%) воды - 6,9 тыс. га (2,6%), болото - 17,0 тыс. га (6,3%), пески - 0,4 тыс. га (0,1%), прочие земли — 47,2 тыс. га (17,5%).

Природа национального парка «Забайкальский».

Территория национального парка входит в зону подтаежных лесов южной тайги Сибири. В структуре растительного покрова хорошо прослеживается вертикальная поясность, характерная для гор Забайкалья. В составе лесных насаждений господствуют хвойные породы: сосна— 33,6%, кедровый стланик— 29,2%, кедр— 13,5%, лиственница Гмелина— 9,1%, пихта сибирская— 5,4%. Лиственные насаждения занимают незначительные площади: береза каменная и широколистная— 4,3%, осина— 3,9%.

В составе флоры много эндемичных, редких и реликтовых растений. Реликтовое происхождение имеют различные типы степных фитоценозов, ценными являются растительные сообщества высокогорных комплексов с альпийскими кустарничками на Ушканьих островах и полуострове Святой Нoc. Нa территории национального парка выявлено более 10 тыс. га природных насаждений особой ценности, в т.ч. леса из сосны, лиственницы Гмелина, кедра и пихты сибирской в возрасте 200 лет и старше. В особо ценные выделены сообщества кедрового стланика и черника. Особый интерес, как редкий вид на западной границе своего ареала, представляет чозения. По предварительным оценкам флора парка составляет более 700 видов сосудистых растений. Здесь отмечены местообитания многих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, 19 эндемичных видов, 9 видов редких на Байкале, в т.ч. бородиния Ти-линга.

Животные национального парка «Забайкальский».

Нa территории национального парка зарегистрирован 291 вид наземных позвоночных животных: 44 вида млекопитающих, 241 — птиц, 3 — пресмыкающихся и 3 вида земноводных. Наиболее обычные виды млекопитающих средних и крупных размеров: заяц-беляк, белка, ондатра, соболь, горностай, бурый медведь, благородный олень, лось. Ушканьи острову являются важнейшим па Байкале местом лежбища байкальского тюленя . 49 видов наземных позвоночных животных, встречающихся в парке, занесены в Красные книги Российской Федерации и/или республики Бурятия.

Ихтиофауна Баргузипского и Чивыркуйского заливов, озер и рек парка представлена такими видами рыб, как омуль, сиг, сибирский хариус, налим, щука, окунь, елец, язь, обыкновенная плотва и др. Чивыркуйский залив является одним из основных мест, где нерестится озерная форма сига.

Исходная информация о национальном парке любезно предоставлена администрацией ресурса www.biodiversity.ru