ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО
национальный парк

Расположение и история национального парка "Плещеево озеро"

Природно-исторический национальный парк "Плещеево озеро" образован в 1988 г. в Ярославской области в целях сохранения уникального природно-исторического комплекса в районе г.Переславля-Залесского и озера Плещеева и использования его в просветительных, рекреационных и научных целях. Национальный парк находится на территории Переславского района Ярославской области. В границы его охранной зоны включен г.Переславль-Залесский.

Общая площадь парка составляет 23,6 тыс. га, из них 6,0 тыс. га (25,4% общей площади парка) земель лесного фонда предоставлены национальному парку, 17,6 тыс. га (74,6%) земель других собственников, владельцев и пользователей включены в границы парка без изъятия из хозяйственного использования. Лесные земли занимают 10,8 тыс. га (45,8%). Нелесные земли - 12,8 тыс. га, в том числе воды – 5,1 тыс. га (21,6%), болота – 0,4 тыс. га (1,7%), сельскохозяйственные угодья – 3,3 тыс. га (14,0), дороги – 0,2 тыс. га (0,8%), земли населенных пунктов – 3,4 тыс. га(14,5%), остальное – прочие земли. Расположен национальный парк в центральной части Русской равнины, в бассейне Верхней Волги.

Природа национального парка "Плещеево озеро"

Территория парка принадлежит к подзоне хвойно-широколиственных лесов. Растительность представлена четырьмя типами: лесным, луговым, болотным и водным. В настоящее время на территории национального парка насчитывается около 710 видов сосудистых растений, что составляет почти 68% от флоры Ярославской области. Среди них 84 редких и нуждающихся в охране видов. Коренные зональные сообщества: липово-еловые на северо-западе и дубово-липово-еловые на юго-востоке бассейна оз. Плещеево. Вследствие хозяйственной освоенности территории в естественном состоянии они почти не сохранились, образовав ряд производных типов. В качестве главных лесообразующих пород выступают мелколиственные породы – осина и береза, a также хвойные – сосна и ель. Небольшими участками встречаются дуб, липа, ольха черная, ива козья.

Флора оз. Плещееве образует три группы: водных растений – 16 видов, воздушно-водных - 33 вида, растений влажных местообитаний - 34 вида. Площадь зарослей – 6% акватории озера. Наиболее активно зарастает западная и северо-западная части. На территории парка отмечено 35 видов, взятых под охрану в Ярославской области. Шесть из них включены в Красную книгу Российской Федерации (1988): борец Флерова, венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный, полушник озерный, полушник щетинистый, офрис насекомоносная.

Животные национального парка "Плещеево озеро"

На территории парка отмечены около 300 видов позвоночных животных: около 60 видов млекопитающих, около 210 - птиц, не менее 10 – земноводных и пресмыкающихся, 16 -рыб. Наряду с таежными видами здесь встречаются представители степной фауны: обыкновенный хомяк, золотистая щурка, сизоворонка, удод, зимородок. Млекопитающие крупных и средних размеров представлены ежом, зайцами беляком и русаком, белкой, ондатрой, обыкновенным хомяком, лисицей, енотовидной собакой, барсуком, лесной куницей, горностаем, лаской, выдрой, рысью, бурым медведем, кабаном, косулей, благородным и пятнистым оленями.

В бассейне Плещеева озера гнездятся около 180 видов птиц и около 30 видов зарегистрированы только на пролете. Обычны серая цапля, разные виды уток и куликов, коростель, тетерев, рябчик, тетеревятник, перепелятник, болотный лунь, обыкновенный канюк, обыкновенная пустельга, серая неясыть и др.

Земноводные представлены обыкновенным и гребенчатым тритонами, озерной лягушкой , зеленой и серой жабами, пресмыкающиеся – прыткой и живородящей ящерицами, веретеницей, обыкновенным ужом, обыкновенной гадюкой.

Из рыб обычны налим, щука, окунь, лещ, обыкновенная плотва, язь, густера, обыкновенный пескарь, караси золотой и серебряный. Среди редких рыб – знаменитая “переславская сельдь”, являющаяся одной из форм европейской ряпушки.

На территории парка отмечено более 20 видов животных, охраняемых в Ярославской области. Среди них есть виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации: русская выхухоль, черный аист, скопа, орлан-белохвост, сапсан, бабочки аполлон и Мнемозина.

Исходная информация о национальном парке любезно предоставлена администрацией ресурса www.biodiversity.ru