национальный парк

Расположение и история национального парка "Русский север"

Национальный парк “Русский Север” образован в 1992 г. в Вологодской области в целях сохранения уникальных природных комплексов Вологодского Поозерья и богатейшего историко-культурного наследия края. Национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области. Общая площадь - 166,4 тыс. га. Из них национальному парку предоставлено 75,9 тыс. га земель лесного фонда (45,6% общей площади), 90,5 тыс. га земель других собственников, владельцев и пользователей вошли в состав национального парка без изъятия их из хозяйственного использования. Леса занимают 116,1 тыс. га (69,8% общей площади). Среди нелесных земель преобладают болота – 7,1%, воды – 3,8%.

Территория национального парка расположена в 120 км к северо-востоку от областного центра – г.Вологды. По территории национального парка проходят автомобильные дороги: республиканского значения – Вологда-Вытегра-Повенец; областного значения - Кириллов-Чарозеро, Кириллов-Белозерск, Кириллов-Череповец. Функционируют две паромные переправы. Важное транспортное значение имеют Волга-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзовая система.

Природа национального парка "Русский север"

Территория парка расположена на границе подзон южной и средней тайги. Флора сосудистых растений парка составляет более 500 видов – более 50% от флоры Вологодской области. Своеобразие ее состава заключается в сочетании различных географических элементов - бореальных, сибирских, арктических и европейских видов. Высоким разнообразием отличаются травянистые растения. Из них около 60 видов (12% флоры), отмеченных на территории парка, являются редкими и охраняемыми. Восемь видов, среди которых: венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный, полушник озерный, палыдекорник балтийский, пальцекорник Руссова - занесены в Красную книгу Российской Федерации. Кроме того, 18 видов являются редкими для всего Северо-западного региона и 36 видов - редкими для области.

Преобладают хвойные леса (60,2 %), в т.ч. сосновые составляют 32%, еловые -28%. Мелколиственные леса представлены в основном березняками– 39,8% и осинниками – 37,6%, а также лесами из ольхи серой – 0,5%. Большая часть лесов -естественные вторичные насаждения, искусственные посадки занимают незначительные площади.

Животные национального парка "Русский север"

Специальных исследований животного мира в пределах парка проводилось немного. В районе расположения национального парка отмечено 245 видов позвоночных животных: 48 видов млекопитающих, 161 – птиц, 3 – пресмыкающихся, 4 – земноводных и 29 видов рыб. Около 110 видов животных, в том числе 5 видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, нуждаются в особой охране. К наиболее ценным объектам отнесены места обитания редких видов животных, районы сезонной концентрации копытных млекопитающих, околоводных и водоплавающих птиц, а также участки глухариных токов.

Здесь же, на территории Сокольского Бора обитает скопа - хищная птица из семейства совиных, одна из красивейших птиц мира. Рыбий орел - рыболов так называет еще эту птицу. Скопа питается рыбой, причем только живой, кроме того, она является еще и санитаром водоемов: отлавливает больных и слабых рыб. Скопа обитает на всех материках, кроме южной Америки, но численность ее редка и продолжает сокращаться. Недаром эта птица занесена в Международную Красную Книгу. Скопа - это не только настоящее украшение нашей природы, если на озере охотится скопа- это значит, что в нем много рыбы и вода чистая.

Исходная информация о национальном парке любезно предоставлена администрацией ресурса www.biodiversity.ru