Семейства отряда:
  • Отряд КОСТЯНКИ
    (Lithobiomorpha)

Губоногие / Костянки /
    Chilopoda / Lithobiomorpha /

Отряд КОСТЯНКИ (Lithobiomorpha) Костянки по внешнему виду несколько напоминают сколопендр, но имеют более длинные ноги, которых у представителей этого отряда 15 пар. Большинство костянок — обитатели лесной подстилки или остатков луговых или степных травянистых растений, накапливающихся на поверхности почвы. Глубоко в почву костянки не зарываются, их тело сплющено в спинно-брюшном направлении, как и у всех членистоногих, забирающихся под лежащие на поверхности почвы укрытия (слежавшиеся листья, бревна, камни и т. п.). Большинство костянок имеет рыжеватую или коричневатую окраску верхней поверхности тела. По бокам головы у них расположены глаза, каждый из которых представляет скопление нескольких десятков (обычно около 40) простых выпуклых глазков. Усики у костянок длинные, многочлениковые. Костянки быстро бегают, и, если их днем извлечь на поверхность, они стремятся скорее забраться в какую-нибудь щель. По ночам костянки в поисках добычи выходят на поверхность почвы. Пищей им служат различные мелкие насекомые. Костянки питаются не только выходя на поверхность почвы, но и сидя в своих укрытиях, подкарауливая насекомых, мелких пауков и т. д., которые, как и они сами, привлекаются влажностью тех щелей и полостей, в которых сидят эти многоножки. Например, под камнями, под которыми сидят днем костянки, можно увидеть много остатков тех насекомых, которые стали жертвами хищника. Так как костянки бывают активны и способны к движению при более низких температурах, чем насекомые, роль их в истреблении мелких вредных насекомых бывает довольно велика. После перезимовки, например, костянки справляются с такими насекомыми, с которыми им бы не совладать в теплое время года (гусеницы листоверток и др.). Свою добычу костянки, как и другие губоногие, убивают ядом железок, находящихся в ногочелюстях. Но коготки их ногочелюстей настолько слабы, что не могут проколоть кожу человека, и потому для нас костянки неопасны. В период размножения самцы костянок похлопывают самок своими усиками, призывая следовать за собой. Под камнем или бревном самец костянки плетет паутинную сетку, на которую откладывает сперматофор. Затем он оборачивается к самке, касается ее усиков своими и пятится назад, ощупывая дорогу удлиненными волочащимися ногами, а следующая за ним самка подхватывает сперматофор ножками, расположенными рядом с половым отверстием. Яйца у костянок откладываются целыми комочками, самка сворачивается вокруг них, охраняя от врагов и очищая от загрязнения. Кроме того, на брюшной стороне самки выделяется слизь, предохраняющая яйца от потери воды. Выходящих из яиц маленьких костянок самка первое время тоже оберегает. Костянки выходят из яиц с меньшим числом пар ног, чем у взрослых (всего 7 пар), и только по мере роста и линек число пар ног у них постепенно увеличивается. Различные виды и даже роды костянок различать бывает довольно трудно даже специалистам. В пещерах Югославии живут бледные слепые пещерные костянки, у которых нет глаз, но зато очень сильно развиты длинные многочлениковые усики.

Отряд КОСТЯНКИ