ВИСЛОКРЫЛЫЕ

Отряд ВИСЛОКРЫЛЫЕ
(Megaloptera)

Насекомые / Вислокрылые /
Insecta / Megaloptera /

Отряд ВИСЛОКРЫЛЫЕ (Megaloptera) Этот небольшой по числу видов отряд (всего несколько десятков видов) включает насекомых крупного или среднего размера с 4 сетчатыми однотипными крыльями; поперечные жилки крыльев немногочисленные. Усики щетинковидные, многочлениковые (более 40 члеников). Ротовые органы направлены вперед; фасеточные глаза крупные. Все лапки 5-чле-никовые. Личинки вислокрылок живут в воде и дышат растворенным в ней кислородом с помощью жаберных придатков брюшка. В нашей стране встречаются представители семейства вислокрылок (Sialidae), относящиеся к роду Sialis. Обыкновенная вислокрылка (S. lutaria) черная с желтоватыми пятнами на голове и груди, с темными крыльями; в размахе крыльев достигает 30 мм. Другие роды этого семейства встречаются в Северной и Южной Америке, в Австралии, на Тасмании и Мадагаскаре — такое распространение, а также многие черты строения указывают на большую древность этого небогатого видами семейства. Вислокрылки в полете очень неуклюжи; чаще всего их можно встретить на растениях и бревнах у берегов водоемов. В апреле — мае на берегах ручьев и других водоемов происходит размножение вислокрылок, самки которых откладывают компактные кучки продолговатых серых яиц, располагающихся тесно рядом друг с другом, иногда в несколько рядов; яйцо на вершине несет длинный отросток. Выходящая маленькая черная (около 1 мм) личинка устремляется к водоему, в котором и проходит вся ее жизнь. Обитают личинки у дна водоемов, питаясь червями-трубочниками, личинками мотыля и другими беспозвоночными. Живя в воде, личинка не нуждается в подъемах к поверхности, дыхание обеспечивается 7 парами подвижно сочлененных с брюшком длинных членистых отростков. Непарный нечленистый отросток завершает задний конец брюшка. Жизнь личинки длится 2 года — весной на третий год после вылупления выросшая личинка, имеющая длину до 25 мм, выползает из воды, зарывается в почву неподалеку от водоема и в земляной колыбельке окукливается. В Северной Америке и в южном полушарии, особенно в тропиках, распространены представители другого семейства — коридалы (Corydalidae). Некоторые из них достигают очень крупных размеров. На Юнане и в других частях Юго-Восточной Азии встречается китайский коридал (Acanthocorydalis kolbei), в размахе крыльев достигающий 18 см. У коридалов замечателен половой диморфизм: у самок челюсти по длине такие же, как голова, а у самцов во много раз длиннее. У личинок коридалов и близких к ним хаулиодов (Chauliodes) жаберные выросты имеются на 8 члениках брюшка, а кроме того, у основания первых 7 выростов есть дополнительные пучки жаберных нитей. Все личинки вислокрылых — хищники, в свою очередь охотно поедаемые рыбами, и могут рассматриваться как несомненно полезные насекомые.

Отряд ВИСЛОКРЫЛЫЕ