Отряд СКОРПИОННИЦЫ
(Mecoptera)

Насекомые / Скорпионницы /
Insecta / Mecoptera /

Отряд СКОРПИОННИЦЫ (Mecoptera) Для представителей этого отряда, как и для сетчатокрылых, характерно наличие двух пар примерно одинаково развитых прозрачных сетчатых крыльев, чаще с неправильными пятнами. От других насекомых скорпионниц довольно легко отличить по клювообразно вытянутому переднему концу головы, на вершине которого находятся очень мелкие ротовые части грызущего типа. У основания «клюва» помещаются довольно длинные нитевидные усики. По бокам головы имеются фасеточные глаза, а на лбу у большинства видов 3 простых глазка. Свое название «скорпионовые мухи», или «скорпионницы», эти безобидные для человека насекомые получили благодаря форме брюшка. Тонкое, вытянутое 10-члениковое брюшко у вершины загнуто кверху и у самцов утолщено, напоминая брюшко скорпиона. Скорпионницы редко встречаются большими скоплениями. Распространены они во всех частях света. Семейство настоящих скорпионниц (Panorpidae) представлено у нас панорпой (Panorpa communis). Представителей другого семейства скорпионниц — биттаков (Bittacidae) — легко узнать по очень тонкому телу и длинным ногам; общий облик их напоминает комаров-долгоножек, но наличие 2, а не 1 пары крыльев и «клюва» позволяет сразу распознать этих своеобразных насекомых. В противоположность другим скорпионницам, представители семейства ледничников (Boreidae)—вегетарианцы, питаются мхами. Ледничники получили свое название потому, что взрослые насекомые встречаются ранней весной и поздней осенью, а во время оттепелей этих похожих на носатых кузнечиков насекомых можно встретить даже и на поверхности снега. Изучение ископаемых близких к скорпионницам форм и анатомии современных позволило установить черты их близости с ручейниками, чешуекрылыми и двукрылыми. В настоящее время известно немногим более 300 видов современных скорпионниц, распространенных в разных частях света.

Отряд СКОРПИОННИЦЫ