Отряд КУРИНЫЕ
(Galliformes)

Птицы / Куриные /
Aves / Galliformes /

Отряд КУРИНЫЕ (Galliformes) Отряд курообразных — широко распространенная и хорошо обособленная древняя группа птиц. Основную массу ее составляют птицы средней величины; крупных и мелких птиц мало. Масса перепела 80—120 г, глухаря — до 6 кг. Внешний вид куриных птиц находится в соответствии с наземным образом жизни, характерным для большинства представителей этого отряда. Телосложение их плотное, голова небольшая, шея короткая, клюв короткий, сильный, слегка выпуклый, приспособленный для добывания грубого, преимущественно растительного корма с поверхности земли или с древесно-кустарниковой растительности. Крылья короткие и широкие, облегчающие быстрый вертикальный подъем, что часто бывает важно для наземных птиц, особенно живущих в лесу. Полет куриных птиц быстрый, но тяжелый, обычно совершается на короткое расстояние. Дальний полет свойствен лишь немногим перелетным видам, например перепелу, у которого, в отличие от других куриных, крыло не тупое, а относительно острое. Взлетают птицы, как правило, стремительно и с шумом; набрав высоту, летят по прямой линии, чередуя частые взмахи крыльев с планированием. Ноги у куриных средней длины, сильные, с крепкими пальцами и короткими, слегка изогнутыми когтями; с их помощью многие птицы разгребают поверхность почвы при поиске пищи. У некоторых куриных (тетеревиные) по краям пальцев имеются бахромки из роговых пластинок, которые способствуют удержанию на ветвях и передвижению по заснеженной земле. Куриные хорошо передвигаются по земле — ходят и бегают. Взлетают лишь при крайней необходимости. Оперение куриных плотное и жесткое. Перья имеют хорошо развитый побочный ствол (отсутствует лишь у гоацина). Окраска оперения разнообразная. У многих видов резко выражен половой диморфизм, проявляющийся как в окраске оперения, так и в размерах птиц. Как правило, самцы крупнее и ярче самок. Куриные населяют самые разнообразные ландшафты и биотопы, встречаясь в тундре, лесу и степи, Некоторые хорошо уживаются в культурном ландшафте по соседству с человеком. Живут они как на равнинах, так и в горах, поднимаясь высоко в альпийском поясе. Большинство представителей этого отряда ведет наземный образ жизни. Хотя некоторые из них садятся на деревья и там даже кормятся, все же гнезда делают на земле. Исключение составляют лишь гокко и гоацины, которые ведут полностью древесный образ жизни. Преобладающее большинство видов полуоседлые или совершают относительно небольшие кочевки. И только немногим свойственны дальние (перепел) или сравнительно близкие (белая и серая куропатки) перелеты. Виды мелкие и средней величины становятся способными к размножению в возрасте одного года; половая зрелость у крупных видов наступает позднее. Большинство куриных — полигамы, пар не образуют, самцы заботы о потомстве не проявляют. У таких видов хорошо выражен половой диморфизм: самцы не только крупнее, но и ярче окрашены, чем самки. Некоторые виды моногамны, образуют пары. В этом случае заботу о потомстве разделяют оба родителя, которые, за редким исключением, окрашены одинаково. У полигамных видов брачный период характеризуется групповыми токами. Во время токования) самцы принимают различные позы, издают своеобразные звуки, изредка ожесточенно дерутся друг с другом. Большинство куриных гнездится, как отмечалось выше, на земле. Гнезда весьма примитивны, в виде небольшого углубления в почве, выложенного редкими стебельками, а по мере насиживания и пером птицы. Как правило, у куриных одна кладка в году, и лишь у перепела и кеклика в отдельных южных районах области распространения предполагают наличие Двух кладок. Яйца, за исключением яиц гокко и сорных кур, мелкие, но количество их в кладке в общем большое (колеблется от 4 до 25 яиц). Гокко и гоацины кладут всего лишь по 2—3 яйца. Окраска яиц белая или пестрая. Продолжительность насиживания у куриных относительно небольшая и колеблется у разных видов от 12 до 30 дней. Развитие птенцов идет по выводковому типу. Птенцы вылупляются одетые пухом и у одних видов покидают гнездо, как только обсохнут, у других — через сутки и более. В развитии птенцов характерно то, что у них очень рано отрастают маховые и рулевые перья, в результате чего еще не оперенные птенцы могут перепархивать, а затем и более уверенно летать. Исключение составляют гокко. Вообще птенцы быстро оперяются, надевают юношеский наряд, который к осени сменяется первым оперением взрослых птиц. Куриные имеют одну полную линьку в году, протекающую после окончания периода размножения осенью. Кроме того, всем тетеревиным свойственна частичная предбрачная линька весной, которая наблюдается и у некоторых фазановых. Таким образом, эти птицы имеют два сезонных наряда — зимний и летний. Особняком в отношении линьки стоят белые куропатки, у которых самец имеет 4, а самка 3 линьки в году и соответствующее количество сезонных нарядов. Смена пера при линьке происходит постепенно; птицы не теряют способности к полету, хотя заметно снижают активность передвижения. Во время полной линьки у одних видов, как, например, у тетеревиных, сменяется не только оперение, но и остальные роговые покровы — когти, бахромки пальцев, поверхностный слой клюва, чешуйки ног. У других, например у фазановых, при поисках пищи постоянно раскапывающих почву клювом и лапами, роговые покровы этих частей тела постоянно стачиваются и восстанавливаются за счет непрерывного роста. Питаются куриные преимущественно растительной пищей, которую разыскивают на земле. Животные корма являются дополнительными. Правда, в кормовом рационе молодых они занимают значительное место. Состав кормов у разных видов весьма разнообразен и резко меняется по сезонам. Хозяйственное значение куриных весьма большое. Благодаря вкусному мясу они являются наиболее популярным объектом массовой спортивной охоты. Особенно в этом отношении выделяются тетеревиные, а из них — рябчик, тетерев, глухарь, белая куропатка. Из фазановых видное место в спортивной охоте занимают фазан, перепел, серая куропатка. Значение куриных в охотничьем хозяйстве увеличивается еще в связи с тем, что они легко акклиматизируются. Так, фазаны успешно разводятся в парках во многих районах Европы и даже в Америке; кеклик завезен в Крым, Америку, Индию и Новую Зеландию; в Америке хорошо прижилась и размножается серая куропатка и т. д. При правильной постановке акклиматизации имеются широкие возможности обогащения охотничьих угодий ценными видами охотничье-промысловых птиц. Многие куриные, и в первую очередь серая куропатка, истребляют вредных для сельского хозяйства насекомых, принося тем самым значительную пользу. Но наиболее велико значение куриных в качестве домашних сельскохозяйственных птиц. Дикие виды куриных послужили источником для выведения разнообразных домашних пород, дающих мясо, перо, яйца. Представители куриных — куры, индейки, цесарки — составляют основу такой важной отрасли сельского хозяйства, как птицеводство. Распространены куриные чрезвычайно широко, почти по всему земному шару, за исключением Антарктики, крайних северных островов Евразии и Америки, южной части Южной Америки и Аравии. В настоящее время к отряду курообразных относится 250 видов птиц, кроме того, известно 108 ископаемых видов. Отряд состоит из подотрядов гоацинов (Opisthocomi) и собственно куриных (Galli). К первому принадлежит одно семейство гоацинов (Opisthocomidae) с единственным видом гоацином (Opisthocomus hoazin), распространенным в Южной Америке. Подотряд собственно куриных имеет в своем составе несколько семейств: большеноги, или сорные куры (Megapodiidae), древесные куры, или гокко (Cracidae), тетеревиные (Tetraonidae), фазановые, или павлиньи (Phasianidae, или Pavonidae), цесарковые (Numididae) и индейковые (Меleagrididae). Кроме того, известно одно вымершее семейство (Callinufoididae), относящееся к среднему эоцену, остатки представителей которого найдены в Северной Америке. На территории России встречается 20 видов куриных, из них 8 видов относится к семейству тетеревиных и 12 к семейству фазановых.

Отряд КУРИНЫЕ