Отряд КОЗОДОИ
(Caprimulgi)

Птицы / Козодои /
Aves / Caprimulgi /

Отряд КОЗОДОИ (Caprimulgi) Большая группа птиц, широко распространенных преимущественно в тропических и субтропических областях земного шара и ведущих ночной образ жизни. Размеры сравнительно небольшие, большинство видов имеет массу около 100 г, и только самые крупные представители отряда — гуахаро — достигают размеров грача и весят до 400 г. Самцы и самки окрашены одинаково, причем окраска козодоев сравнительно однообразна и во многом напоминает окраску древесной коры различных деревьев. Одна из самых характерных черт — короткий и очень широкий клюв с щетинкообразными вибриссами по углам разреза рта — приспособление к добыче насекомых в ночное время на лету. С ночным образом жизни связаны также крупные размеры очень чувствительных глаз и мягкое, рыхлое оперение, как и у сов. Все козодои — отличные летуны. Крылья их длинные и заостренные, с 10, реже с 11 маховыми перьями. Хвост также длинный, с 6 парами рулевых перьев. В полете козодои несколько напоминают ястребов и отчасти ласточек. Лапы короткие, и по земле эти птицы передвигаются большей частью медленно, неуклюжими прыжками. У некоторых козодоев (совиные и исполинские козодои) в области надхвостья есть пудретки, продуцирующие порошковый пух. Некоторые виды, обитающие в глубоких пещерах, способны к эхолокации. У ряда видов, населяющих умеренные области, обнаружена способность впадать в оцепенение с понижением температуры тела и даже в спячку. Распространение большинства козодоев ограничивается тропиками и субтропиками, но отдельные виды в северном полушарии проникают довольно далеко на север. Представители отряда распространены по всем континентам, за исключением Антарктиды. Нет их в Новой Зеландии, но недавно там был обнаружен ископаемый совиный козодой, отличавшийся очень большими размерами, живший там в миоценовое время. Козодои — моногамные птицы. К размножению приступают в конце первого года жизни. Большинство видов гнезд не делают, самка откладывает 1—4 яйца, имеющих обычно белую окраску, прямо на землю или на дно дупла. В насиживании участвуют оба родителя. Птенцы вылупляются уже зрячими, покрытыми густым коротким пухом (за исключением гуахаро). Однако, в отличие от выводковых птиц, козодои кормят своих птенцов, причем при кормежке птенцы охватывают своим широким клювом кончик клюва кормящей птицы. Отряд козодоев разделяется на 2 подотряда. Всего в отряде 23 рода с 93 видами. В России встречаются только 3 вида рода Caprimulgus.

Отряд КОЗОДОИ