ВОРОБЬИНЫЕ
  • ВОРОБЬИНЫЕ - фотографии (325)

• Семейства отряда:
  • Отряд ВОРОБЬИНЫЕ
    (Passeriformes)

Птицы / Воробьиные /
    Aves / Passeriformes /

Отряд ВОРОБЬИНЫЕ (Passeriformes) Отряд воробьинообразных охватывает более 5000 видов птиц. Почти 2/3 (около 63%) населяющих Землю видов птиц принадлежит к этому отряду. Впрочем, доля воробьинообразных в орнитофауне не везде одинакова. Больше всего их в лесах теплых и жарких широт; чем севернее, тем количество воробьинообразных птиц и абсолютно, и относительно уменьшается. Например, в тундрах северо-востока европейской части России к отряду воробьинообразных относится всего 29% от общего количества зарегистрированных там видов, а на севере Якутии их еще меньше. Воробьинообразные — это птицы средней и мелкой величины. Самый крупный представитель отряда — ворон имеет массу 1100—1600 г, самые мелкие воробьиные фауны России (королек) 5—7 г, а некоторые нектарницы 3—4 г. Внешне воробьиные птицы очень разнообразны. Клюв у них различной формы, чаще более или менее прямой, но бывает и длинный изогнутый, иногда короткий массивный, иногда треугольный, сплющенный сверху вниз, с широким разрезом рта. У клестов надклювье и подклювье перекрещиваются. Цевка и пальцы умеренной длины, пальцев 4, причем первый палец обращен назад. Когти загнутые, только задний (первый) палец может иметь иногда длинный и более или менее прямой коготь. Крылья могут быть длинными и довольно острыми (как у ласточек) или короткими и тупыми. Число первостепенных маховых 9—11, второстепенных 9. Иногда самые внутренние второстепенные маховые заметно удлинены, они образуют так называемую косичку, как, например, у трясогузок Рулевых перьев обычно 12, но может быть от 6 до 16. Самое первое маховое бывает недоразвито и может быть обнаружено лишь при тщательном осмотре крыла. Хвост имеет разнообразную форму. Он может быть длинным или коротким, прямо срезанным или закругленным, ступенчатым, клиновидным, вильчатым. Половой диморфизм выражается в размерах, голосе, часто в окраске оперения, иногда в развитии у самцов хохлов и украшающих перьев. Головной мозг у воробьиных птиц достигает высокого развития. Большинство видов воробьиных птиц связано с древесной и кустарниковой растительностью. Некоторые из них, например пищухи, поползни, корольки и др., проводят почти всю жизнь на деревьях. Некоторые (ласточки) могут быть названы обитателями воздуха. Наземных видов относительно немного (жаворонки, кроме юлы; трясогузки, каменки, чеканы). Воробьиные — моногамные птенцовые птицы. Птенцы у них вылупляются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или покрытыми редким пухом. Не менее 10 дней, пока не оперятся, они находятся в гнезде, куда родители приносят им пищу. Выкармливание птенцов продолжается и некоторое время после вылета их из гнезда. Для воробьиных характерно устройство тщательно сделанных гнезд, некоторые виды (ремезы, трупиалы, ткачики) особо выделяются в этом отношении. Места, где помещаются гнезда, разнообразны. Многие виды гнездятся на земле, другие в норах, на камнях и в расщелинах скал, многие птицы гнездятся на деревьях (на ветвях и в дуплах) и кустарниках, некоторые виды (например, ласточки) в человеческих постройках. Выбор места для гнезда производится обычно самцом, который, как правило, прилетает к месту гнездования раньше самки. Яйца у воробьиных некрупные, обычно пестро окрашенные, но иногда, чаще у видов, гнездящихся в дуплах, однотонные. В кладке чаще бывает 4—6 яиц, у некоторых видов синиц их бывает до 15—16, у некоторых австралийских видов в кладке только 1 яйцо. У многих видов бывает 2 кладки в году, реже 1 или 3. Виды, имеющие широкое распространение, могут иметь на севере ареала 1 кладку, на юге 3. Иногда обе кладки бывают настолько сближены во времени, что самка начинает строить второе гнездо и откладывать яйца до того, как птенцы первого вывода приобретут самостоятельность. Первое поколение птенцов (например, у дроздовидной камышевки) довоспитывает тогда самец. Воробьиные начинают насиживать обычно после откладки всех яиц, но у многих видов насиживание начинается с предпоследнего яйца, у некоторых с середины кладки, и немногие виды (клесты, вороны) начинают насиживание после откладки первого яйца. Длительность насиживания у большинства видов 11—14 дней, но ворон насиживает 19—20 дней, а птица-лира около 45 дней. Птенцы растут быстро и покидают гнездо у гнездящихся на земле видов через 10—11 дней (у жаворонков даже через 9 дней). Но у дупло и норогнездников птенцы вылетают позже, например у синиц на 23-й, а у поползней на 26-й день жизни. Выкармливают птенцов, за редким исключением, оба родителя. Для гнездового наряда многих воробьиных птиц (горихвостки, мухоловки, дрозды и др.) характерен своеобразный чешуйчатый рисунок, птенцовый наряд жаворонков характеризуется наличием своеобразных светлых пестрин. Во многих других случаях молодые птенцы по расцветке сходны с самками. Половая зрелость наступает обычно в возрасте года, у ворона позже — в двухлетнем возрасте. В это же время приобретается и взрослый наряд. Линька у воробьиных бывает раз в году, полная. Яркий весенний наряд многих видов приобретается не в результате линьки, а вследствие обнашивания тусклых краев перьев, которые прикрывали более яркую срединную часть пера. Пища воробьиных птиц разнообразна. Некоторые виды всеядны (вороновые), другие питаются растительной пищей, и лишь птенцов выкармливают насекомыми, большинство видов насекомоядны. Очень многие воробьиные птицы ведут оседлый образ жизни, но большинство видов, населяющих места с резкой сменой сезонных условий существования, перелетные. Воробьиные птицы распространены широко по земному шару, больше всего их в жарких странах, лишь в Антарктиде их нет. В горы некоторые виды поднимаются вплоть до нивальной зоны. К отряду относится примерно 5100 видов птиц. Все они, несмотря на значительные различия во внешнем виде и в биологических особенностях, в сущности, довольно однообразны, и во многих случаях не удается найти достаточно обоснованный критерий, чтобы провести границу между семействами, установить их объем и порядок расположения в системе. На основании строения голосовых связок, пальцев ног и других особенностей строения и образа жизни воробьинообразные птицы подразделяются на 4 подотряда: ширококлювы, или рогоклювы (Eurylaimi), с 1 семейством и 14 видами, обитающими в Африке и Юго-Восточной Азии; кричащие, или тиранны (Clamatores или Тугаnni), с 12 семействами и почти 1100 видами, населяющими главным образом Южную Америку и тропики восточного полушария; полупевчие (Ме-nurae) — с 2 семействами и 4 видами, населяющими Австралию; певчие (Oscines), широко распространенные по всему свету, насчитывающие наибольшее количество видов (около 4000) и объединяемые обычно в 44—56 семейств. Всего в отряде, по современным представлениям, насчитывается от 60 до 72 семейств. Наибольшие неясности в систематике семейств отряда воробьинообразных имеются в подотряде певчих. Мы придерживаемся (с некоторыми отступлениями) расположения семейств в подотряде певчих воробьиных, рекомендованного Международным орнитологическим конгрессом в Базеле в 1964 г. Это в основном соответствует порядку, принятому в «Полном списке птиц мира» (R. Howard and А. М о о г е. A complete checklist of the birds of the World, 1984) и в большинстве новых орнитологических сводок и монографий.

Отряд ВОРОБЬИНЫЕ