Порядок УЛЬВОВЫЕ
(Ulvales)

Улотриксовые / Ульвовые /
Ulothrichophyceae / Ulvales /

Порядок УЛЬВОВЫЕ (Ulvales) Ульвовые — макроскопические водоросли, имеющие, в отличие от нитчатых улотриксовых, паренхимное строение. Возникновение у клетки способности делиться в двух и более плоскостях привело к образованию пластинчатой, мешковидной и трубчатой структуры весьма разнообразной формы. Так же как у улотриксовых, слоевище ульвовых еще слабо дифференцировано. Заметно отличаются от остальных лишь крупные клетки в основании растения, снабженные ризоидными отростками, с помощью которых осуществляется прикрепление растений. Так же как у улотрикса, клетки ульвовых содержат единственный пристенный хлоропласт с одним или несколькими пиреноидами и одно ядро, расположенное по продольной оси клетки. Наиболее распространенный способ вегетативного размножения — прорастание клеток подошвы с образованием дополнительных растений. Для бесполого размножения служат четырехжгутиковые зооспоры или, реже, апланоспоры. Гаметы более мелкие, двужгутиковые. Половой процесс изогамный или анизогамный. Специальные органы размножения отсутствуют. Гаметы и споры образуются в обычных вегетативных клетках, которые до момента плодоношения ничем не отличаются от остальных. В каждой клетке образуется 16—64 гаметы и 4—16 зооспор. Зооспоры и зиготы способны, попадая в неблагоприятные условия, сохранять жизнеспособность в течение долгого времени, но в обычных условиях они вскоре прорастают. По сравнению с улотриксовыми ульвовые характеризуются более полным обособлением гаметофита и спорофита и приобретением изоморфной смены половой и бесполой форм развития. Только у наименее специализированных форм порядка сохраняется одноклеточный спорофит, который сменяется многоклеточным гаметофитом. Ульвовые, за очень редким исключением, обитают в морских водоемах. Но вряд ли их можно назвать истинно морскими организмами. Подавляющее большинство ульвовых — солоноватоводные или эвригалинные формы. Очень многие ульвовые ограничены в своем распространении лиманами, эстуариями (приустьевыми участками рек), заболоченными морскими побережьями. Ульвовые часто проявляют повышенные требования к содержанию в воде органических веществ и лучше других морских водорослей выносят загрязнение. Они растут преимущественно в бухтах, причем в бухтах с населенными пунктами по побережью или в их участках, где имеются ручьи или реки. Все представители порядка распространены на мелководье и только в редких случаях достигают глубины 20—30 м. Ульвовые можно встретить в морях всех климатических зон от Арктики до тропиков. Однако подавляющее большинство представителей порядка обитает в морях умеренных широт. Здесь их численность особенно высока. До недавнего времени ульвовые считались довольно однородной группой. Однако при более внимательном изучении оказалось, что структура порядка гораздо сложнее. Сейчас в нем выделено 4 семейства.

Порядок УЛЬВОВЫЕ