Отряд РАКООБРАЗНЫЕ МЕШКОГРУДЫЕ
(ASCOTHORACIDA)

Ракообразные / Ракообразные мешкогрудые /
Crustacea / Ascothoracida /

Отряд РАКООБРАЗНЫЕ МЕШКОГРУДЫЕ (ASCOTHORACIDA) Мешкогрудые ракообразные были впервые открыты французским ученым Лакас-Дютье в 1866 г., когда он описал Laura gerardiae — эндопаразита коралла Gerardia и отнес его к усоногим ракам. В 1887 г. извстный русский зоолог П. Вагнер вскрывал морских звезд на Соловецкой биологической станции. В полости тела одной из них он обнаружил разветвленное тело какого-то паразита. Вскоре будущий академик В. М. Шимкевич нашел такое же существо в полости тела многолучевой морской звезды Solaster. В 1889 г. он писал про свою находку: «Настолько загадочная форма, что почти ничего невозможно сказать относительно ее природы». Этой «загадочной формой» заинтересовался другой крупный зоолог и будущий океанограф — Н. М. Книпович, детально ее изучивший. В результате кропотливых многолетних исследований он установил, что это существо принадлежит к той же группе паразитических раков, что и Laura gerardiae, и назвал изученное им существо Dendrogaster, что означает «разветвленный желудок». В самостоятельный отряд мешкогрудые раки были выделены в 1937 г. советским зоологом В. Л. Вагиным.

Все мешкогрудые ракообразные прикрепляются к хозяину при помощи передних антенн, концевые членики которых образуют подобие клешни. Задние антенны отсутствуют. Жвалы и челюсти сложены вместе и составляют колющий хоботок. Этим хоботком эктопаразитические Synagoga прокалывают ткани своих хозяев и сосут их соки. Ascothorax питается разрушенными им клетками стенок бурсы офиур, а паразит неправильных морских ежой — Ulophysema —- поедает половые железы хозяина. Разветвленные самки Dendrogaster заглатывают клетки полости тела морской заезды, одевающие паразита сплошным слоем. Обычно присутствие паразита вызывает кастрацию хозяина. Если Ulophysema непосредственно разрушает половые железы морских ежей, то Ascothorax и Dendrogaster подавляют действие половых желез офиур и морских звезд механически. Специальных органов дыхания у мешкогрудых ракообразных нет. Кислород усваивается стенкой мантии. Весьма вероятно, что разветвленная мантия Dendrogaster представляет собой приспособление, позволяющее использовать наибольшее количество кислорода, растворенного в полостной жидкости морской звезды, благодаря значительному увеличению усваивающей поверхности. Молодые самки, двигая ветвями мантии, могут медленно перемещаться в полости тела хозяина. Все мешкогрудые ракообразные раздельнополы, за исключением паразита одиночных кораллов Petrarca bathyactidis, которому свойствен гемафродитизм. Чем более специализированы роды мешкогрудых, тем сильнее выражены различия между самцами и самками. У всех внутренних паразитов самки гораздо крупнее самцов и гораздо сильнее видоизменены под воздействие паразитизма. Обычно совместно с одной самкой живет по нескольку самцов, а у Dendrogaster он паразитируют в выростах мантии самки. Оплодотворепцые самки откладывают яйца в выводковые камеры, расположенные с внутренней стороны мантии. У Dendrogaster в этих же камерах паразитируют самцы. Число откладываемых самкой яиц различно у разных родов, причем, чем глубже приспособления к паразитизму, тем плодовитость выше. Малоизмененная Synagoga откладывает всего 50—60 яиц, Ascothorax – 250—300, a Dendrogaster — около 20 000. Из развивающихся в выводковых камерах яиц выходят личинки, находящиеся на стадии науплиуса, но лишенные науплиального глаза. У милоспециализированной Synagoga, а также у Lauridae науплиусы покидают тело матери и приступают к самостоятельному существованию. У остальных мешкогрудых науплиусы остаются в выводковых камерах и там продолжают развитие. У Parascothorax личинка выходит на волю на стадии метанауплиуса, а у Ascothorax и почти всех Dendrogastridae личинки еще дальше развиваются в выводковых камерах, достигая в конце концов свойственной только мешкогрудым стадии, так называемой а с к о т о р а ц и д н о й личики. Именно на этой стадии рачок выбирается наружу, плавает и заражает другие особи своих хозяев. У некоторых видов Dendrogaster из яйца сразу появляется аскоторацидная личинка, т. е. происходит сокращенное развитие. Для этой личинки характерны днустворчатая мантия, клешневидные передние антенны, колюще-сосущие ротовые придатки, шесть пар плавательных грудных ножек, 5-сегментное брюшко и плавательная фурка. В общем аскоторацидные личинки похожи на взрослых Synagoga и на самцов большинства родов. Аскоторацидные личинки проникают в своих хозяев и там развиваются во взрослых рачков Если такая личинка окажется в одиночестве, она становится самкой. Если же она прикрепилась около вполне сформировавшейся самки или на поверхности ее тела, то развивается самец. Процесс превращения аскоторацидной личинки во взрослую самку Dendrogaster весьма своеобразен. Личинка садится на поверхность тела морской звезды, линяет, теряет сегментацию и грудные ножки и приобретает грушевидную форму. После этого она проникает через стенку тела хозяина в его половые железы. Последующий рост происходит исключительно за счет разрастания мантии; собственно тело зародыша почти не увеличивается в размерах.

Мешкогрудые ракообразные, в особенности Sinagogidae, широко распространены в Мировом океане. Dendrogastridae обитают в умеренных и высоких шпротах северного полушария, Lauridae - преимущественно в тропиках. Они поражают не только мелководных, но и глубоководных животных. Так, в Беринговом море в морских звездах Psilaster pectinatus и Eremicaster tenebrarius с глубин 2300 и 3940 м найдены Dendrogaster astrjpectinis и D. beringensis, а в юго-западной части Атлантического океана Synagoga sandersi обнаружена на глубине 5223 м (хозяин остался известным). Всего известно 45 видов мещкогрудых ракообразных.

Отряд РАКООБРАЗНЫЕ МЕШКОГРУДЫЕ