ИМПАЛА
(Aepyceros melampus)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / ИМПАЛА
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Aepyceros melampus

ИМПАЛА (Aepyceros melampus) самый крупный представитель подсемейства газелей. Масса взрослых самцов доходит до 90 кг, а высота в холке — до 1 м. Изяществом и пропорциональностью сложения импала не уступает настоящим газелям, а красотой рогов даже превосходит их. Рога тонкие, длинные (от 50 до 92 см), правильно лировидные, концы их почти параллельны. Самки без такого украшения. Окраска импалы однотонная, ярко-рыжая, лишь чуть светлеющая на крупе и брюхе. Вдоль бедра сзади проходит узкая черная полоса. Область распространения импалы довольно велика. Ее ареал тянется от Кении и Уганды к югу через Танзанию, Замбию и Южную Родезию до Мозамбика, Ботсваны, Анголы и Юго-Западной Африки. В Танзании и Кении импала — одна из наиболее многочисленных антилоп. Импала — типичный обитатель кустарниковой саванны, галерейных лесов и сухих редколесий. Очень редко и ненадолго появляется она в открытых степях. Импала держится небольшими группами, состоящими из 6—15 животных, лишь местами образовывая стада до нескольких десятков особей. Старые самцы часто живут в одиночку. Типичная структура стада импалы — группа из самца и нескольких самок с молодыми, т. е. то, что мы называем гаремом. Подрастающих самцов вожак изгоняет из стада. Отдельно от семейных групп держатся разновозрастные самцы, образуя холостяцкие стада. Группы импалы часто объединяются с другими антилопами, например газелями Гранта или болотными козлами, с зебрами или слонами, однако такие союзы недолговечны. Во время перемещений стада во главе его обычно стоит старая самка, а предводительствующий самец замыкает группу и следит, чтобы она не разбредалась. В случае, если кто-либо из членов группы задерживается или пытается отойти, самец возвращает его на место угрожающими движениями рогов. Питаются импалы листьями, почками и побегами кустарников, но часто едят и травянистые растения. Они нуждаются в ежедневном водопое и никогда не удаляются от источников. Кормятся, как и большинство других антилоп, утром и вечером, а жаркое время дня проводят, отдыхая и пережевывая жвачку в тени кустов или зонтичных акаций. В светлые лунные ночи импалы тоже часто отправляются на пастбище. Замечательны прыжки импалы: взвившись в воздух, животное точно повисает на мгновение, поджимая в это время все ноги и откинув назад голову. В высоту такие прыжки достигают 3 м, а в длину даже 10 м. Спасаясь от погони, импалы несутся, то и дело буквально перелетая через встречающиеся на пути кусты. Относительно территориальности импалы мнения противоречивы. Возможно, что здесь сказываются местные особенности. Во всяком случае, ритуализированные бои самцов в период гона не составляют редкости. Собственно период спаривания в различных частях ареала протекает в разные сроки»: в Юго-Западной Африке он падает на февраль — март, в Восточной Африке — на октябрь — ноябрь. Беременность длится 6,5 месяца, в помете обычно бывает один детеныш. Незадолго до родов самки отделяются от стада. После родов несколько таких самок объединяются, и только тогда, когда малыши окрепнут и начнут следовать за матерью, эти группы снова вливаются в общее стадо.

ИМПАЛА