КАЛАО
(Buceros bicornis)

Птицы / Удоды / Птицы-носороги / КАЛАО
Aves / Upupae / Bucerotidae / Buceros bicornis

КАЛАО (Buceros bicornis) или, как его еще называют, большой индийский носорог, - одна из самых крупных птиц отряда: длина тела 120 см, крыла – 50-52 см. Клюв большой, сильный, изогнутый. Над основанием клюва, заходя и на голову, находится широкий шлем, внутри ячеистый и, следовательно, легкий. Хвост длинный, обрез его слегка закругленный. Общий цвет оперения черный, но, шея дымчато- или буровато-белая, белый цвет имеется также на брюхе и хвосте, на хвосте проходит широкая черная полоса. Клюв и шлем желтые с оранжевым оттенком, вершинная треть надклювья красноватая. Голое кольцо вокруг глаз мясного цвета. На крыле две белые полосы, составленные белыми концами больших кроющих перьев и белыми концами маховых. Калао широко распространен по всей Индии, в Бирме и к югу через полуостров Малакка до Суматры включительно. Эта лесная птица держится обычно на наиболее крупных деревьях, чаще небольшими группами по 5—6 птиц. Невозможно пройти мимо дерева, не заметив калао. Он ведет себя в высшей степени шумно, совершенно необычно для нашего уха раскатисто ревет и кудахчет. Также шумлив он и в полете. Полет у калао, как и у всех птиц-носорогов, состоит из серии взмахов, которые чередуются с планированием. Пища калао состоит главным образом из фруктов, которые птица срывает на лету кончиком своего клюва, бросает в воздух, ловит широко раскрытым клювом и заглатывает. Кроме того, калао ест насекомых, ящериц, зерна и разную другую пищу. И все это птица подбрасывает в воздух. Гнездятся эти птицы с января по апрель, как правило, из года в год в одном и том же гнезде. Самка замуровывает себя сама, самец только подносит ей материал. Когда щель становится настолько узкой, что птица едва может пролезть в нее, самка забирается внутрь и продолжает работу оттуда, пока не останется только узкое щелевидное отверстие, через которое едва проходит клюв птицы. После этого происходит откладывание яиц и насиживание. В это же время самка и линяет. Самец кормит ее, а затем и птенцов. К концу гнездового периода он становится совершенно тощим, тогда как перелинявшая самка выходит из своего «заключения» в прекрасной форме — упитанной, с запасом жира. Разрушение стенки, ставшей к тому времени очень твердой, производится самкой. Она с силой много раз бьет по этой стене, и далеко в лесу слышен шум, напоминающий звук падающих срубленных деревьев.

КАЛАО