КУДУ БОЛЬШОЙ
(Tragelaphus strepsiceros)

Млекопитающие / Парнокопытные / Полорогие / КУДУ БОЛЬШОЙ
Mammalia / Artiodactyla / Bovidae / Tragelaphus strepsiceros

КУДУ БОЛЬШОЙ (Tragelaphus strepsiceros) Это стройная, крупная (высотой до 1,5 м в холке) антилопа, нежного голубоватоили желтовато-серого цвета, с узкими белыми поперечными полосами на боках, с небольшой гривой и подвесом из жестких удлиненных волос на горле. Главное украшение большого куду — рога, закрученные широкой свободной спиралью и достигающие более 1,5 м длины. Самки, как и у других представителей рода, рогов не имеют. Огромный ареал этой антилопы охватывает Восточную, Южную и частично Центральную Африку, однако в большинстве районов она довольно редка. Вообще большой куду не из тех антилоп, которых можно часто встретить. Он предпочитает холмистую и горную местность с каменистым грунтом, но обитает и на равнине. Везде куду держится очень скрытно. Непременное условие для его жизни — густые заросли кустарников. Второе условие — доступные водопои, при пересыхании которых в засушливый сезон большой куду совершает дальние миграции. Гораздо легче мирится он с сельскохозяйственной деятельностью человека и, будучи прекрасным прыгуном, без больших усилий преодолевает заборы высотой 2—2,5 м. Обычно куду держится небольшими стадами, по 6—10 (изредка 30—40) голов. Стадо состоит из самок с телятами и молодых, неполовозрелых самцов. Старые быки до гона живут поодиночке или образуют группы по 5—6 особей. Пасутся большие куду ночью или в утренние и вечерние часы. К этому же времени приурочен водопой. Пища состоит почти исключительно из листьев различных кустарников, и лишь в засушливый период животные поедают луковицы и корневища. Сведений о маркировании индивидуальных участков, к которым куду очень привязан, нет, хотя имеются наблюдения, что старые самцы иногда трутся щекой о кору деревьев или о камни. Возможно, что это связано с оставлением пахучих меток. Не исключено также, что роль «заявочных столбов» играет изломанный рогами кустарник, который часто встречается в местах обитания куду. В период спаривания самцы большого куду присоединяются к стадам самок. В это время между самцами возникает острое соперничество, проявляющееся в частых драках. Нередки случаи, когда два старых самца так сцепляются спиральными рогами, что уже не могут освободиться. Поза угрозы у большого куду своеобразна: животное становится боком к приближающемуся противнику, низко опустив голову и выгнув дугой спину. Если враг пытается обойти его, антилопа снова поворачивается к нему боком. Однако, нападая, самец обязательно меняет позицию и обращает к сопернику рога. Спариванию также предшествует особый церемониал. Самец, приближаясь к самке, принимает позу импонирования: поворачивается к ней боком с высоко поднятой головой, обращенной в противоположную сторону. Если самка не расположена принимать ухаживание, она охлаждает пыл самца сильным ударом в бок. В противоположном случае она убегает, провоцируя преследование, во время которого самец на бегу кладет ей голову и шею или один из рогов на спину и пытается остановить ее. Когда это не удается, самец своей шеей старается пригнуть шею самки к земле. Беременность у большого куду длится 7—8 месяцев; детеныши рождаются обычно во время дождливого сезона, однако в некоторых местах, как, например, в Замбии и Южной Родезии, новорожденных встречали в течение всего года. Новорожденный куду затаивается в укромном месте, куда мать приходит его кормить. Голос куду при тревоге — глухой, далеко слышный лай, похожий на кашель. Из хищников на большого куду нападают львы, леопарды, гиеновые собаки. Молодые и самки часто становятся жертвой гепарда. Большой куду с его поразительными рогами всегда был самым желанным трофеем европейских и американских спортсменов-охотников.

КУДУ БОЛЬШОЙ