КАЗУАР ШЛЕМОНОСНЫЙ
(Casuarius casuarius)

Птицы / Эму и казуары / Казуаровые / КАЗУАР ШЛЕМОНОСНЫЙ
Aves / Casuariiformes / Casuaridae / Casuarius casuarius

КАЗУАР ШЛЕМОНОСНЫЙ (Casuarius casuarius) имеет наиболее выступающий «шлем» темно-бурого цвета. Бока головы и значительная часть шеи у казуара зеленовато-синие, задняя часть шеи красная, горло и передняя часть шеи синего цвета. По бокам шей имеются две лопасти цвета сырого мяса. Волосовидное оперение туловища блестяще-черное. Клюв также черный. Вес этой казуара достигает 80 кг, высота птицы около 150 см. К семейству казуаровых принадлежат крупные тяжеловесные птицы, имеющие сжатый с боков клюв и роговой «шлем» на голове. Первостепенные маховые перья представлены 6 хорошо заметными снаружи колючками. Это не что иное, как измененные стволы перьев. В отличие от других нелетающих птиц (страусоподобных) казуары населяют лесные заросли. Распространен шлемоносный казуар в западных частях Новой Гвинеи, на островах Серам, Ару и в Северном Квинсленде (Австралия). Держится шлемоносный казуар в густых дождевых лесах. Биология изучена недостаточно. По-видимому, это моногамная птица. Гнезда, как и у всех нелетающих птиц, на земле. Сооружает их самец изо мха и листьев. Основное время размножения июль — август, В гнезде бывает 3—5 зеленых яиц. Длительность насиживания, по одним данным, 39, по другим — 56 дней. Первые птенцы появляются главным образом в сентябре, но бывает и позже. Насиживают и самец и самка, тогда как у казуара мурука (С. bennetti) насиживает только самец. Только что названный мурук мельче шлемоносного казуара, имеет более скромную, тусклую расцветку. Он распространен в северных частях Новой Гвинеи и на острове Новая Британия. Мурук прекрасно плавает и при случае ловит рыбу. Основная пища казуаров — опавшие с деревьев плоды, но казуары едят также и мелких животных.

КАЗУАР ШЛЕМОНОСНЫЙ