МОЛОТОГЛАВ
(Scops umbretta)

Птицы / Голенастые / Молотоглавы / МОЛОТОГЛАВ
Aves / Gressores / Scopidae / Scops umbretta

МОЛОТОГЛАВ (Scops umbretta) птица небольших размеров с умеренной длины клювом и лапами. Длина крыла у нее 30-33-ем- Оперение у молотоглава темно-коричиевое. Темный клюв птицы прямой, но гребень надклювья слегка искривлен, твердый, сильно сжат с боков. Противовесом клюву служит хохол, образованный удлиненными, направленными назад перьями затылка. В профиль очертания шеи, головы, клюва и хохла напоминают молоток, что обусловило, название птицы. Правда, у нее есть и другое название - теневая цапля. Ноги у молотоглава сильные, пальцы средней длины, чем эта птица сближается с аистами. Три передних пальца имеют у основания небольшие перепонки. Нижняя сторона когтя переднего пальца, как и у цапель, гребенчатая. Пудреток у этой птицы нет, язык редуцирован. В полете у молотоглава шея бывает вытянута и образует легкий изгиб. Населяют молотоглавы Африку южнее Сахары, самый юго-западный угол Аравии и Мадагаскар, Основные местообитания их - болота, берега медленно текущих рек, мангровые заросли. Как все голенастые, молотоглавы - моногамные птицы, причем пары у них образуются, возможно, на всю жизнь. Весьма примечательно гнездо молотоглавов. Это большое сводчатое сооружение, состоящее главным образом из палок и столь прочно сделанное, что легко выдерживает человека. Помещается оно в развилке дерева, как правило, невысоко над землей, реже в расщелине скалы. Бывает, что два-три старых гнезда располагаются на одном дереве рядом с новым жилым гнездом. Входное отверстие находится на боковой стороне гнезда. В диаметре гнездо молотоглава достигает 2 м. Относительно внутреннего устройства гнезда натуралисты, посещавшие Африку, сообщают различные сведения. В старинных книгах писалось, что массивное гнездо молотоглава имеет четыре "комнаты". Некоторые наблюдатели говорят о наличии трех помещений в гнезде: это входное помещение - "холл", затем "гостиная" и "спальня". Вход в "спальню" бывает столь узок, что птица едва в нее влезает; здесь и происходит насиживание яиц. "Гостиная" будто бы предназначена для птенцов. Другие наблюдатели говорят всего о двух помещениях внутри гнезда: входном коридоре и камере, где происходит насиживание. В кладке у молотоглава бывает от 3 до 5 белых яиц. Насиживают их оба родителя примерно 21 день. Птенцы проводят в гнезде около 7 недель. Едят молотоглавы раков, кузнечиков, водных насекомых и лягушек. Разыскивая корм, они расхаживают по кормовой стации подобно аистам, иногда гоняются за добычей. Бывает, что кормящаяся птица пристраивается на спине лежащего в грязи бегемота. Молотоглавы наиболее активны в сумерки. Ночью, а иной раз и днем они спят на деревьях или в гнезде.

МОЛОТОГЛАВ