ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ
(Sagittarius serpentarius)

Птицы / Птицы хищные дневные / Секретари / ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ
Aves / Falconiformes / Sagittariidae / Sagittarius serpentarius

ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ (Sagittarius serpentarius) распространена в Африке от южной части Судана и Сенегала до Капской провинции. Секретарь внешне в известной мере напоминающий журавлей крупная - птица (общая длина 127—150 см), с широкими крыльями и длинным хвостом, вершину которого образует средняя пара рулевых. На затылке у секретаря черный хохол из удлиненных перьев (отсюда и название птицы: этим она напоминает чиновников прошлых времен, державших перья за ухом). Лицо неоперенное, ярко-оранжевого цвета. Цевки длинные, что связано с тем, что птица держится в основном на земле. Пальцы у птицы-секретаря короткие, с тупыми, но крепкими когтями, сильными ударами которых птицы убивают относительно крупную добычу. Окраска оперения тела преимущественно бледно-серая (у молодых потемнее и с пестринами). Маховые и перья голени черные, надхвостье белое, хвост серый с черной предвершинной полосой и белыми кончиками перьев. Клюв желтый, ноги мясного цвета с черными когтями. Самцы и самки окрашены сходно, но первые несколько превосходят вторых по размерам. Встречается птица-секретарь в саваннах, где ведет оседлый или полуоседлый образ жизни. Хотя секретарь может хорошо летать, он обычно держится на земле и охотится «пешком». Отдыхает и спит птица-секретарь на деревьях. Пищей секретарю служат главным образом рептилии, в особенности змеи, которых он умерщвляет ударами лап. Реже поедает секретарь мелких млекопитающих, насекомых и нелетных птенцов, ест и птичьи яйца. Большие гнезда, сооруженные из веточек, секретарь устраивает на деревьях или кустах. В кладке 2, реже 3 голубовато-белых яйца. Насиживает примерно в течение 6 недель самка, а в выкармливании птенцов принимают участие оба родителя.

ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ