ПУСТЕЛЬГА
(Falco tinnunculus)

Птицы / Птицы хищные дневные / Соколиные / ПУСТЕЛЬГА
Aves / Falconiformes / Falconidae / Falco tinnunculus

ПУСТЕЛЬГА (Falco tinnunculus) широко распространенная и весьма полезная птица. Общая длина пустельги 31-38 см, длина крыла 23-27,5 см, вес 180-240 г. У взрослого самца пустельги темя серое с узкими черными продольными пятнами; спинная сторона кирпично-рыжая с каплевидными бурыми пятнами; маховые темно-бурые, беловатые на внутренних опахалах; рулевые серые с беловатой вершинной каймой и широкой черной предвершинной полосой; брюшная сторона охристая с бурыми продольными отметинами. У взрослых самок пустельги голова рыжевато-охристая с бурыми черточками; спинная сторона рыжая с бурым поперечным рисунком; рулевые рыжеватые, часто с серым налетом, с поперечными бурыми полосами. Молодые пустельги по окраске похожи на самок, но на первостепенных маховых у них светлые каемки. Радужина темно-бурая, клюв синеватый, чернеющий на конце, восковица и ноги желтые, когти черные. Пустельга населяет леса (кроме глухих сомкнутых массивов), лесостепи, парки, сады, города, горы и пустыни. В нашей стране обыкновенная пустельга - перелетная птица. В отношении условий гнездования обыкновенная пустельга очень неприхотливая птица: она гнездится на скалах, по обрывам, на деревьях (также и в дуплах), в сооружениях человека, в норах на земле. Собственных гнезд пустельга не строит, нередко занимает постройки других птиц, а если их нет, ограничивается устройством внутренней выстилки гнезда. Яиц в кладке обычно 4-5, иногда больше (до 8) или меньше (3). Яйца охристые с ржаво-бурыми пестринами. Насиживание, в котором участвуют оба родителя, продолжается 28 дней, а через месяц после вылупления или немного позже птенцы становятся на крыло. Выводки обыкновенной пустельги не распадаются до отлета. Пустельга питается разнообразным кормом. В отличие от сапсанов и чеглоков обыкновенная пустельга берет добычу главным образом с земли. Высматривая добычу, пустельга на небольшой высоте часто "трясется" в воздухе на месте (откуда одно из народных названий птицы у нас "трясучка"). Мелкие млекопитающие (главным образом грызуны), мелкие птицы (подлетки), ящерицы и насекомые - основные корма этого сокола.

ПУСТЕЛЬГА