СВИРИСТЕЛЬ
(Bombycilla garrulus)

Птицы / Воробьиные / Свиристелевые / СВИРИСТЕЛЬ
Aves / Passeriformes / Bombycillidae / Bombycilla garrulus

СВИРИСТЕЛЬ (Bombycilla garrulus) гнездится в северной полосе лесной области Европы, Азии и Северной Америки. Во время зимних кочевок в массе появляется и в более южных районах, залетая до Англии и Франции в Европе, до Турции, юга Сибири, Средней Азии, Монголии, Северного Китая и Японии в Азии, в Америке появляется на севере США. Это довольно красивая птица. Спинная сторона тела буровато-серая с красноватым оттенком на голове, поясница и надхвостье серые. На горле большое черное пятно, на голове большой хохол серовато-розового цвета. Крылья черноватые с желтыми поперечными черточками у вершины и с белым зеркальцем пониже плеча. Брюшная сторона серая с красноватым оттенком на груди, подхвостье каштановое, хвост серый, ближе к вершине черноватый, с яркой желтой вершинной полосой. Самки окрашены более тускло, чем самцы. Молодые птицы буровато-серые. Клюв черного цвета, сравнительно короткий, широкий. Ноги черные, сильные, с загнутыми когтями. Размерами свиристель со скворца. Тело птицы плотное, вальковатое, хвост короткий, а крылья длинные и узкие. Длина крыла свиристеля 107 — 119 мм, вес около 60 г. На местах гнездования в хвойных и березовых лесах лесотундры и тайги свиристели появляются в мае. Вскоре после прилета в лесу, на высоте от 2—3 до 12—15 м от земли, чаще на ели, из сухих веточек, пучков лишайника и мха с небольшой примесью берестяных волокон обе птицы пары выстраивают чашевидное, довольно массивное гнездо, дно которого выстилают перьями. Кладка состоит из 3—7, обычно 5 голубовато-серых с черно-бурыми крапинками и серыми пятнами яиц. Их насиживает преимущественно самка, самец же кормит ее. Насиживание продолжается 14 дней, еще около двух недель птенцы находятся в гнезде. В это время родители кормят их различными беспозвоночными. Свиристели очень прожорливы: весь зимний день птицы проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Во время кочевок они в огромном количестве поедают ягоды и плоды, часто полностью снимая в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, шиповника, можжевельника. Прожорливость свиристелей так велика, что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод и плодов в не переваренном виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

СВИРИСТЕЛЬ