САРАНЧА ПЕРЕЛЁТНАЯ
(Locusta migratoria)

Насекомые / Прямокрылые / Саранчи / САРАНЧА ПЕРЕЛЁТНАЯ
Insecta / Orthoptera / Acrididae / Locusta migratoria

САРАНЧА ПЕРЕЛЁТНАЯ (Locusta migratoria) крупное насекомое, до 6 см длиной; сероватая или оливково-бурая, в мелких пятнышках; переднеспинка с резким срединным килем; бедра задних ног изнутри в основной части синевато-черные; голени задних ног желтоватые или красные. В России перелетная саранча встречается на юге Украины, в Предкавказье, в низовьях Волги, в южных районах Западной Сибири, в Казахстане и Средней Азии. На юг за пределами нашей страны она распространена до южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. На этой огромной территории саранча распадается на 7 подвидов, из которых на территории бывшего России встречаются два — среднерусская и азиатская перелетная саранча. Среднерусская саранча обитает в лесной и лесостепной зонах Европейской части России; в массе размножается в жаркие и сухие годы. Наибольшую опасность представляет азиатская саранча, постоянные гнездилища которой находятся в плавнях низовьев таких крупных рек, как Волга, Урал, Дон, Терек, Амударья, Сырдарья, а также по берегам крупных озер — Балхаша, Алаколя и Зайсана. Здесь она предпочитает заболоченные участки с густыми зарослями тростника. В этих условиях во второй половине лета азиатская саранча откладывает яйца на окраинах тростниковых массивов. Весной личинки отрождаются довольно поздно — в первой половине мая; развиваются они в течение 35—40 дней, после чего происходит окрыление. Скорость движения кулиги зависит от возраста личинок: у личинок третьего и четвертого возрастов она достигает 6—7 м в минуту, у пятого — до 10—12 м. Во время передвижения кулигам иногда приходится переправляться через водные пространства — болота, протоки, рукава рек. Известны случаи, когда личинки саранчи переправлялись через такие большие реки, как Кума и Сырдарья. Стая взрослой саранчи летит со скоростью 10—15 км\час и за день пролетает 80—120 км. Поэтому, несмотря на ограниченность размеров постоянных гнездилищ, азиатская саранча может распространяться на большие расстояния и в течение нескольких лет подряд жить в новых заселенных ею местах, проходя здесь свойственное ей развитие. Из всех наших саранчовых азиатская саранча самая прожорливая. Подсчитано, что каждый экземпляр ее в течение своей жизни съедает 300 г зеленого корма. Потомство одной самки саранчи за лето уничтожает столько корма, сколько хватило бы для двух овец. Кулиги и стаи этого насекомого в течение 1—2 часов могут уничтожить сотни и тысячи гектаров посевов. Излюбленной пищей азиатской саранчи в местах ее отрождения является тростник. Во время движения она вредит многим растениям, предпочитая культурные и дикорастущие злаки. Чем старше саранча, тем она становится более многоядной и, помимо злаков, может наносить большой вред капусте, арбузам, подсолнечнику и другим растениям.

САРАНЧА ПЕРЕЛЁТНАЯ