ВЫПЬ МАЛАЯ
(Ixobrychus minutus)

Птицы / Голенастые / Цапли / ВЫПЬ МАЛАЯ
Aves / Gressores / Ardeidae / Ixobrychus minutus

ВЫПЬ МАЛАЯ (Ixobrychus minutus) вполне оправдывает свое название: длина крыла у нее около 15 см, вес 136-145 г. Взрослые самцы имеют верхнюю часть тела черную с зеленоватым металлическим отливом, только верхняя часть шеи у них сероватая. Брюшная сторона тела охристая с беловатыми окончаниями перьев и бурым продольным рисунком на груди. Маховые и рулевые перья черные, кроющие крыла желтые. Клюв желто-зеленоватый, голая уздечка желтая, ноги зеленые. У самок верхняя сторона тела темно-бурая, а не черная, клюв желтый с бурым концом. Распространена малая выпь в Европе, Средней Азии и в Северо-Западной Африке. Кроме того, она встречается в Африке южнее Сахары, в Южной Австралии и на островах Новой Зеландии. Это перелетная птица. Прилет происходит в зависимости от широты места в апреле - мае, на самом юге страны в конце марта. Как и обыкновенные выпи, малые летят, не образуя стай, в одиночку, и притом ночью. Малая выпь селится, как правило, по берегам водоемов, по степным ставкам, лишь бы там были заросли тростника, камыша, ольхи и ивы. Однако водоемов, расположенных среди сплошных лесных массивов, эта птица избегает. Каждая пара малых выпей гнездится обособленно от другой и занимает довольно большой гнездовой участок. Место, где устраивается гнездо, может быть самым различным. Нередко гнездо помещается в густом тростнике в полуметре от уровня воды, а то и вплотную к ней, так что своим основанием оно касается воды. В других случаях выпь может гнездиться на деревьях, иногда на высоте человеческого роста, и даже на высоте 2,5 м. Сначала гнездо имеет форму перевернутого конуса, но вскоре растаптывается и становится плоским. Яиц бывает от 4 до 9, причем они откладываются ежедневно. Насиживание продолжается 17-20 дней. Оперившиеся птенцы в конце третьей недели жизни выходят из гнезда, в месячном возрасте начинают летать. Вскоре после этого выводок распадается и птицы начинают жить в одиночку. Кормятся малые выпи животной пищей. Они поедают мелких рыбок, лягушек и головастиков, разных водных и наземных насекомых, червей и улиток. Иногда эти птицы разбойничают, поедая птенцов мелких птиц, разбивая и поедая их яйца. На осеннем пролете в степных местностях они питаются кобылками, нередко в желудке малых выпей можно обнаружить медведок. Как и большая выпь, малая ведет ночной образ жизни и очень скрытна. В густых тростниковых зарослях она легко передвигается, охватывая стебли тростника длинными пальцами. Как и обыкновенная выпь, она может затаиваться, вытянув кверху шею и клюв. В случае необходимости легко взлетает, но, пролетев небольшое расстояние, вновь скрывается в зарослях.

ВЫПЬ МАЛАЯ