ЖУРАВЛЬ ИНДИЙСКИЙ
(Grus antigone)

Птицы / Журавли / Журавли / ЖУРАВЛЬ ИНДИЙСКИЙ
Aves / Grues / Gruidae / Grus antigone

ЖУРАВЛЬ ИНДИЙСКИЙ (Grus antigone) даже среди крупных видов журавлей — настоящий гигант, рост его достигает 180 см. Окраска однотонная, светлая пепельно- или голубовато-серая, концы крыльев черные, ноги красноватые, клюв грязно-зеленый. Голова, горло и верхняя часть шеи покрыты неоперенной красной кожей с жесткими волосовидными щетинками. Область распространения этого журавля охватывает Индию. Изредка он встречается в Непале, Пакистане и Бангладеш. Особый, более мелкий подвид населяет Бирму, Таиланд и Вьетнам. В 1967 г. он обнаружен и в Австралии. Гнездится индийский журавль как в лесных, так и в открытых ландшафтах, поросших высокой травой и кустарниками. Основное условие — наличие заболоченных участков. Период гнездования начинается сразу после сезона дождей, в июне — июле. Гнезда журавли строят из грубых стеблей околоводных растений либо прямо в мелкой воде, либо вблизи от нее. В кладке обычно 2 яйца, от яиц других журавлей они отличаются светлым нежно-кремовым цветом и слабым опятнением. Хотя птенцы не агрессивны по отношению друг к другу, каждая пара журавлей за сезон выращивает только 1 птенца. Вероятно, здесь сказывается разновозрастность птенцов, которые вылупляются с интервалом в 1—2 дня: младший, более слабый, не успевает следовать за перемещающейся в густой растительности семьей и в конце концов погибает от истощения и холода. Основу питания индийского журавля составляют корневища, клубни и луковицы водных и околоводных растений, хотя при случае он поедает и рыбу, и лягушек. Птицы часто кормятся на сравнительно глубокой воде, выкапывая и выдергивая из дна подземные части растений. Зимой, когда водоемы мелеют, а болота частично пересыхают, индийские журавли становятся серьезными пищевыми конкурентами зимующих в этих местах стерхов, которых они попросту отгоняют от водоемов и лучших мест кормежки. Индийский журавль — оседлый вид. В негнездовой период птицы концентрируются вокруг наиболее кормных непересыхающих водоемов и болот. В Индии индийский журавль находится не только под охраной закона, но и пользуется особым покровительством местного населения. Численность его довольно стабильна, и никаких тревог этот вид пока не внушает.

ЖУРАВЛЬ ИНДИЙСКИЙ