ЖУК КОЛОРАДСКИЙ
(Leptinotarsa decemlineata)

Насекомые / Жуки / Жуки-листоеды / ЖУК КОЛОРАДСКИЙ
Insecta / Coleoptera / Chrysomelidae / Leptinotarsa decemlineata

ЖУК КОЛОРАДСКИЙ (Leptinotarsa decemlineata) Среди листоедов, питающихся листьями культурных растений, наибольшее экономическое значение имеет картофельный. Отличить его легко по наличию 10 темных продольных полос на желто-оранжевых надкрыльях. Личинка колорадского жука интенсивно-желтая или красная с черной головой и двумя рядами черных пятен по бокам тела. Основным красящим веществом гемолимфы личинок является растительный пигмент каротин, которого особенно много, например, в моркови. Когда личинки поедают листья картофеля, они переваривают все пигменты, кроме каротина, который накапливается в их теле и окрашивает его в желто-красный «морковный» цвет. Родиной колорадского жука считается запад Северной Америки, где он до возделывания картофеля жил на диких пасленовых. В 1865 году в штате Колорадо ранее безвредный листоед был отмечен на картофельных полях и сразу же произвел там большие опустошения, получив название колорадского жука. Несмотря на все меры предосторожности, вредитель распространился не только в Северной Америке, но неоднократно завозился в Европу. Несколько раз его очаги в Европе уничтожались, но в 1919 году жук все-таки сохранился, и сейчас он вредит повсеместно не только в Центральной Европе, но уже пересек западные границы России и продолжает медленно продвигаться на восток. Вредят как жуки, так и личинки. За месяц каждый жук уничтожает более 4 г листовой массы, личинка — около 1 г. При средней плодовитости самки в 700 яиц ее потомство может достигнуть уже во втором поколении 250 000 экземпляров и способно уничтожить больше тонны картофельной ботвы. А ведь жуков на полях миллионы. Борьба с этой армией вредителей ведется на основе тщательного изучения биологии вида. Зимуют жуки в почве. Весной они нападают на молодой картофель и после месячного дополнительного питания приступают к откладке яиц. В это время наблюдаются массовые перелеты жуков. При благоприятных условиях погоды жуки расселяются на десятки километров от места выплода, перелетая со скоростью до 8 км в час. Самки откладывают яйца на нижнюю сторону листьев кучками по 25—30 штук. Личинки питаются очень интенсивно и уже через 2—3 недели уходят в почву для окукливания. За год успевает развиться 2—3 поколения вредителя. В тех районах, куда колорадский жук уже проник, его уничтожают химическими средствами или же попросту собирают вручную или специальными приспособлениями и истребляют. По границе с этими районами установлен строгий карантин, все продукты и товары тщательно проверяются, а машины и другой транспорт осматриваются. Если строго проводить в жизнь комплекс истребительно-профилактических мероприятий, то колорадского жука можно не только остановить, но и постепенно вытеснить с заселенных им территорий.

ЖУК КОЛОРАДСКИЙ