Животные

Усть-ленский заповедник - нарвал

Усть-ленский заповедник - белуха

Усть-ленский заповедник - песец

Усть-ленский заповедник - северный олень

Расположение и история Усть-Ленского заповедника.

Усть-Ленский заповедник создан на севере Республики Саха (Якутия) в дельте реки Лены в 1985 году площадью 1300 тыс. га. Он образует два участка: «Дельтовый» - в центральной части дельты и «Сокол» - на северо-западе Приморского кряжа. В «дельтовую» территорию входят восточная часть дельты Лены – «Восточный», хребет Туора – Сис до р. Укта и «Новосибирские острова».

Больше половины территории заповедника занята озерами, протоками и заливами. Заповедник находится в зоне «вечной мерзлоты», толщина мерзлых пород может достигать 500 м. В результате глобального потепления происходит таяние льдов, что приведет к таянию многих ледниковых ландшафтов. Среди памятников природы особо выделяю древний остров Столб, достигающий высоты 114 м и сложенный породами возраст которых составляет 400 млн. лет. По легенде, остров был сложен шаманом на месте могиле его дочери убитой врагами и до сих пор естное население верит, что душа умершей бродит в окрестностях. В 13 км от о. Столб находится живописная скала Таба-Бастах, напоминающая по внешнему виду голову оленя. По правому берегу протоки дельты Лены часто обнаруживают кости древних животных – мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков, лошадей, поэтому он назван кладбищем мамонтов.

Природа Усть-Ленского заповедника.

Во флоре отмечены 400 видов сосудистых растений, из которых 20 редких, 115 видов мхов, более 200 видов лишайников. Наземные сообщества представлены травяными, травяно-кустарничковыми, лишайниково-зеленомошными и зеленомошными тундрами и тундро-болотами. По берегам р. Лена распространены заросли кустарников ив. По берегам горных речек на севере находятся заросли из ивы сизой, а на юге – из ив шерстистой, аляскинской и копьевидной, ольховника кустарникового, реже смородины печальной. В «Дельтовом» участке встречаются азиатские, сибирские и американские виды растений. На крутых склонах встречается лекарственная родиола розовая, брайя медно-красная и стручковая.

Животные Усть-Ленского заповедника.

Фауна млекопитающих насчитывает 30 видов и около 70 видов птиц, из которых 18 видов птиц занесены в Красные книги разного уровня. Среди редких млекопитающих встречаются дикий северный олень, снежный баран, песец, черношапочный сурок, кроме того на территории заповедника в 1996 году выпущены овцебыки. Дело в том, что в начале 80-х гг. на переходе диких северных оленей почти треть стада истреблялась, что привело к значительному снижению численности этих животных. На сегодняшний день намечены принципы стабилизации численности этих копытных животных. К охраняемым видам, встречающимся на территории заповедника относят лаптевского моржа, нарвала, белуху, белого медведя. Среди мышевидных грызунов обычна лемминговидная полевка и полевка-экономка, предпочитающие щебнистые склоны и долины ручьев. Лемминги являются кормом для песца, волков, ворон, сапсана, поэтому их численность напрямую связана с числом хищных животных. На крутых скальных обрывах часто встречается чубук. Среди редких видов птиц можно выделить малого лебедя, розовую чайку, внесенные в Красную книгу России. Розовую чайку за ее красоту называют «жар-птицей Севера». На восточных склонах г. Сокуйдах-Хая в каменистых россыпях встречается северная пищуха.

Озера заповедника населены рыбой. Среди них можно встретить нельму, муксун, чиру, ряпушку, осетра, пелядь.

Исходная информация о национальном парке любезно предоставлена администрацией ресурса www.biodiversity.ru