• Животные

• Фото
  • Видео
  • Помоги природе
  • Алфавитный указатель животных

Аллигатор миссисипсикий (Alligator mississippiensis )
    (American alligator)

Аллигатор миссисипский имеет довольно длинную, но широкую и плоскую морду. Четыре крупных зазатылочных щитка расположены по два в двух поперечных рядах; в области середины туловища — 8 продольных рядов спинных щитков. у аллигатора миссисипского основания пальцев передних конечностей соединены плавательной перепонкой. Длина тела миссисипского аллигатора может достигать 4,5 м (максимальная отмеченная длина — 5,8 м). Общая окраска верхней этого вида стороны темная, тускло-зеленая, брюшной — светло-желтая. Молодые особи имеют почти черную окраску на спине с яркими светло-желтыми поперечными полосами.

Распространен миссисипсикй аллигатор в юго-восточной части США: на востоке от нижнего течения Рио-Гранде в штатах Техас, Миссисипи, Алабама, Луизиана, Джорджия, Флорида, Южная Каролина и на юге Арканзаса. Раньше миссисипского аллигатора можно было встретить в значительных количествах в рек, озе и болотах. В настоящее время численность миссисипского аллигатора резко сократилась. Ради шкур этих животных люди их истребляют. Только в Луизиане в период с 1940 по 1957 гг. было добыто более полумиллиона аллигаторов.

Основная пища миссисипского аллигатора — рыба, но, как и большинство крокодилов, аллигатор может напасть и на других животных. Молодые аллигаторы питаются водными насекомыми и ракообразными. Более крупные аллигаторы предпочитают лягушек, змей и рыб, а взрослые особи — рыбу, птиц и млекопитающих. Иногда аллигаторы поедают рыбу в рыбачьих сетях. Для человека большой опасности аллигаторы не представляют.

Миссисипский аллигатор — один из наиболее изученных в биологическом отношении видов крокодилов. Места обитания миссисипского крокодила достаточно разнообразны: от так называемой пресноводной мангровой зоны Южной Флориды (Эверглейд) до прудов, рассеянных в торфяных болотах. Важной особенность миссисипского аллигатора является его деятельность по выкапыванию и поддержанию прудов, которые являются средой обитания для многих видов пресноводных растений и животных, также они поддерживают жизнь еще большего числа животных в периоды засухи.

Аллигаторы выкапывают пруды на болотах, разрыхляя и разбрасывая почву задними ногами и ударами хвоста. Аллигаторы постоянно очищают пруды, в которых обитают. Лишнюю растительность и густую грязь они выталкивают на берег. По берегам прудов, которые вырыты аллигаторами, вырастают ивы. Корни деревьев связывают почву, образуя островки суши среди болот. В прудах, где обитают аллигаторы, складывается специфическое сообщество животных и растений. Например, на этих прудах кормятся многие виды водоплавающих птиц и млекопитающих. Чаще в пруду поселяется один взрослый самец аллигатора, или одна взрослая самка с выводком, или несколько молодых аллигаторов. Однако в период засух в уцелевших водоемах собираются большие группы аллигаторов, среди которых из-за недостатка кормов усиливается каннибализм. Аллигаторы выкапывают норы, представляющие собой тянущиеся от прудов под корни деревьев тоннели длиной до 6 м, с камерой на конце. В эти норы аллигаторы скрываются в случае опасности или при падении температуры воздуха ниже температуры воды. Дно логова аллигатора заполнено густой грязью, а в период засух — высыхающей. Миссисипские аллигаторы проявляют, так называемое, территориальное поведение. Имеющаяся территория распределяется между взрослыми животными каждого пола на индивидуальные участки. Участки самцов и самок перекрываются.

Взрослые самцы имеют участки площадью 20—40 га, по которым они постоянно перемещаются. В период размножения (апрель — май) самцы обходят свои участки, издавая громкий рев. После ответного рева самки самец направляется к ней, проводит в ее пруду несколько дней, а затем переходит к другой самке, обитающей на его территории и ответившей на его рев. При вторжении на участок постороннего самца между двумя аллигаторами происходят жестокие драки, во время которых самцы нередко ломают друг другу челюсти.

Самки строят гнезда, подготавливаясь к отладке яиц — холмики из вырванной травы диаметром около 1,5 м и высотой свыше 0,5 м. На вершине его делается углубление, в которое самка откладывает яйца. Отложив 20—60 яиц, самка покрывает гнездовую камеру травой. Нередко одни и те же гнезда используются в течение ряда лет. После откладки самки могут остаться около гнезда, защищая яйца от нападения хищников, или уйти в сторону от гнезда на 120—150 м. Инкубация яиц продолжается в среднем 63 дня. Незадолго до вылупления детеныши начинают издавать внутри яиц квакающие звуки. После вылупления потомства мать остается возле молодых аллигаторов около двух месяцев, защищая их от врагов — крупных болотных птиц, енотов, рысей и взрослых аллигаторов. Спустя некоторое время мать теряет связь с выводком. Однако молодые аллигаторы остаются поблизости от своего гнезда в течение года. Если наступает период засухи, то аллигаторы могут оставаться около гнезда в течение второго года жизни.

Были отмечены случаи, когда в прудах возле матери находились три последовательных поколения молодых аллигаторов. На втором году жизни аллигаторы достигают в среднем длины 90 см. В это время они практически не имеют врагов (за исключением человека). В этом возрасте аллигаторы бывают особенно подвижны и активно расселяются. Взрослые животные менее подвижны, чем молодые, и проявляют тенденцию к оседлой жизни. Миссисипские аллигаторы достигают половой зрелости при длине тела около 1,8м. Рекордная продолжительность жизни этого вида крокодилов в неволе — 85 лет.