• Животные

• Помоги природе
  • Алфавитный указатель животных

Чистик (Cepphus grylle)
    (Black guillemot)

ЧИСТИК (Cepphus grylle) или обыкновенный чистик птица небольших размеров, весит от 290-460 г, в среднем – 380 г. Вес птиц перед откладкой яиц больше, чем в период выкармливания птенцов. По земле передвигается на цевке. Окраска оперения чистика черная, с зеленоватым отливом на спинной стороне и буроватым на брюшной стороне. На крыле есть большое белое «зеркало» без каких либо поперечных полос. Зимой верх тела становится черновато-бурым с белыми пестринами, низ белым. Ноги и полость рта, как и у всех чистиков, ярко-красные. Голос – громкий высокий свист. Распространен чистик по побережью материков и островам Северного Ледовитого, в северной части Атлантического океана, а также в районе Берингова пролива в Тихом океане. Населяет скалистые морские побережья, где гнездится колониально или отдельными парами. В южных частях ареала чистик более или менее оседлая птица, из северных частей в зависимости от ледовых условий откочевывает. Там, где есть постоянные полыньи и разводья в ледовом покрове, остается зимовать в пределах гнездового ареала. В места гнездования весной обыкновенные чистики прилетают в апреле - мае.

Гнезда всегда устраиваются в закрытом месте: в глубоких узких расщелинах скал, в пещерках среди обломков скал или камней, в плавнике, в глубоких выдувах торфа и т. д. Яйца откладываются или прямо на дно лотка, или чаще на своеобразную "подстилку", состоящую из мелких камешков, а иногда из сухих стебельков травы. Вскоре после прилета, птицы начинают откладывать яйца. Кладка состоит из 2, реже 1 яйца голубоватого или зеленоватого цвета с черными или бурыми крапинами. Размеры яиц 58,5x39,6 мм, средняя масса - 59.6 г при разбросе 42–60 г. Между откладкой первого и второго яйца проходит, в среднем, трое суток. Яйца откладываются ночью или рано утром. Плотное насиживание кладки начинается через день после откладки второго яйца. Насиживают оба родителя в течение 25-36 дней, в среднем 29 дней. Вылупившиеся птенцы покрыты густым мягким пухом черно-угольного цвета. Пух несколько гуще на брюшной стороне тела. Птенцов родители кормят мелкой рыбой, а также ракообразными. Молодые растут и развиваются довольно быстро. Примерно в месячном возрасте они достигают веса взрослых, приобретая перовой наряд, хотя маховые перья к этому времени полностью не вырастают. В разных частях ареала средний срок пребывания птенцов в гнезде составляет 33,1-39,5 дней. В возрасте 31-51 дней птенцы спускаются на воду пешком или планируют со скал. Летать по-настоящему в это время они еще не могут. После спуска они держатся на воде, не отплывая далеко от берега. При опасности не взлетают, а ныряют. Взрослые птицы покидают места гнездования сразу же после слета птенцов. В зимний период чистики держатся преимущественно в прибрежных водах. В открытом море встречаются сравнительно редко. Питается чистик в основном рыбой – мальками трески, песчанки, мойвы, сельди и др., а также миногами, ракообразными и моллюсками. Корм добывает главным образом на прибрежных участках моря. Под водой летает с помощью крыльев, но, кормясь у дна, гребет и лапами. Практическое значение обыкновенного чистика незначительно. Яйца не собираются промышленниками, так как добраться до них бывает очень трудно. Охотятся на самих птиц лишь случайно.

к.б.н. Конюхов Николай Борисович специально для FLORANIMAL