• Животные

• Помоги природе
  • Семейство Гагаровые
    (Gaviidae)
    (Loons )

Семейство ГАГАРОВЫЕ (Gaviidae) Отряд гагар состоит из единственного семейства Gaviidae с 5 видами одного рода Gavia, распространенными в холодном и умеренном поясе северного полушария. В период размножения гагары населяют тундру, лесотундру и лесную полосу Евразии и Северной Америки. Осенью покидают гнездовые места и перелетают зимовать главным образом на моря умеренной зоны. В России водятся все 5 видов гагар. Образ их жизни во многом сходен, поэтому более подробно мы опишем лишь самый обычный и широко распространенный вид — краснозобую гагару; в отно- шении же остальных ограничимся более краткими сведениями. Гнезда краснозобые гагары устраивают на берегу озер, довольно близко от воды. Гнезда бывают двух типов: или углубление в куче мха и водных растений, или просто ямка в почве. Дно лотка обычно мокрое. Маскировка гнезда слабая: сидящую на нем птицу нередко можно увидеть издалека. Диаметр гнезда 25—35 см.

Откладка яиц в большей части ареала происходит с середины мая до середины июня. При утрате первой кладки откладывается вторая. В гнезде обычно 2 яйца удлиненной формы, темного оливково-зеленого цвета с беспорядочно разбросанными темно-бурыми крапинками. Размеры яиц: 60—85 X 42— 49 мм. Насиживают оба родителя 24—29 дней. Вылупившиеся птенцы покрыты густым черновато-бурым пухом. Через 10—12 ч они могут хорошо плавать. Примерно через 6 недель (в середине августа — начале сентября) птенцы полностью оперяются, могут летать, хотя еще не достигают величины взрослых. К этому времени молодые покидают родителей и начинают жить самостоятельно. Как только молодые вырастут, начинается осенний отлет на зимовки. Сроки его сильно растянуты. Начинаясь с последней декады августа, отлет продолжается до начала октября, а в более южных частях ареала (Камчатка, Командорские острова) до ноября — времени полного замерзания водоемов.

Во время осенней линьки у краснозобой гагары происходит замена всего оперения, причем махо- вые перья выпадают сразу, и птица временно утрачивает способность к полету. Следы этой линьки можно обнаружить у пролетных птиц (в конце сентября — начале октября), но в основном она протекает на зимовке, заканчиваясь в декабре. Весенняя линька захватывает лишь мелкое оперение. У взрослых птиц она происходит в марте — апреле, а у молодых затягивается, захватывая период с декабря по апрель. После этой линьки птицы приобретают брачный наряд, в котором и прилетают на места гнездования.