Животные

Загадочные

Скоро
Питомцы

Алфавитный указатель животных

Осьминог дофлейна (Octopus dofleini)
(Giant Pacific octopus)

ОСЬМИНОГ ДОФЛЕЙНА (Octopus dofleini) Его можно считать одним из наиболее изученных видов осьминогов. Этот осьминог обитает в северной части Тихого океана. Он обычен у берегов Японии, в морях Дальнего Востока, у берегов Америки от залива Бристоль до Калифорнии; достигает длины 3—5 м и массы 25 кг. Однажды был зафиксирован рекорд— пойманный осьминог имел в размахе рук 9,6 м и массу 272 кг! Octopus dofleini живет в прибрежных водах на небольшой глубине, не опускаясь глубже 100—300 м. Предпочитает держаться на участках каменистого дна. Светлое время суток проводит «дома» — во всевозможных укрытиях, которыми служат подводные пещеры, расселины скал, нагромождения камней. Маленькие осьминоги, массой не более 2 кг, держатся на небольшой глубине. Молодые и незрелые осьминоги совершают сезонные миграции — весной и осенью перемещаются в мористые районы, а потом возвращаются обратно. Путешествуют они вплавь и «пешком» — на руках по дну океана, со скоростью 4 км в день. Питаются осьминоги крабами и двустворчатыми моллюсками, а также креветками, голотуриями, рыбами и даже собственными меньшими собратьями. Созревают и приступают к размножению осьминоги Дофлейна не раньше, чем достигнут трех-, а иногда пяти-шести летнего возраста. У самца видоизменяется правая рука третьей пары, превращаясь в гектокотиль. У зрелого самца в сперматофорном мешке появляется 8—10 сперматофоров, каждый длиной около 1 м. Копуляция происходит на глубине 20—100 м. В это время самец бывает очень возбужден и агрессивен по отношению к пришельцам, в том числе аквалангистам. При копуляции самец с помощью гектокотиля переносит в мантийную полость самки 1 или 2 сперматофора и внедряет их в ее яйцеводы, где они и остаются до откладки яиц. Самка при этом, как правило, еще незрелая, и откладка яиц происходит позже — примерно через 40 дней после копуляции. Маленькие (длиной 8 мм), похожие на рисовые зернышки яйца, упакованные в слизистые шнуры, самка прикрепляет к потолку своей норы. В среднем самка откладывает 50 тыс. яиц. Личинки вылупляются через 160 дней после откладки или даже позже. Самки охраняют кладки и ухаживают за ними. И самки, и самцы после копуляции не питаются и вскоре погибают. Появившиеся на свет личинки размером 3—4 мм поднимаются к поверхности, где и живут 1 или 2 месяца, питаясь копеподами и другими планктонными организмами. После этого молодые осьминоги, размером около 50 мм, опускаются на дно и становятся с этого момента бентофагами. Здесь они быстро растут. К первому году жизни их масса составляет 130 г, ко второму увеличивается до 1—2 кг, а к третьему — до 10 кг. Во время пелагической фазы жизни осьминогов их поедают разные пелагические рыбы, птицы, а на дне они становятся жертвами морских млекопитающих, таких, как каланы, сивучи, нерпы, а также своих более крупных родичей. Только самые большие осьминоги, достигшие размеров 3 м, оказываются никому «не по зубам». Но тем не менее и у этих гигантов нередки шрамы и покалеченные руки — свидетельства жестоких схваток. Вероятнее всего, эти увечья осьминоги получают при драках со своими собратьями. У донных осьминогов очень сильно развито чувство «дома», и между ними постоянно происходят стычки. Более крупные осьминоги обычно побеждают. При драке осьминоги сначала «меряются руками», прикладывая их одна к другой, присоска к присоске, почти по всей длине. Видимо, таким образом осьминоги определяют свои относительные размеры, на основании чего и устанавливается иерархия.