Животные

Питомцы

Алфавитный указатель животных

Коростель (Crex crex)
(Corncrake)

КОРОСТЕЛЬ (Crex crex) небольшая птица, величиной немногим больше дрозда, весит около 150 г. Общая окраска оперения рыжевато-бурая. Большую часть жизни коростель проводит на земле в зарослях высоких трав. При опасности коростель старается спастись бегством. Бегает изумительно быстро, ловко пробираясь среди трав и часто меняя направление. Неожиданно вспугнутый, коростель перелетает недалеко и снова опускается в траву. Летает плохо, при подъеме ноги прижимает к туловищу не сразу. Во время перелетов коростель летит быстро, подобрав ноги. Коростеля видеть удается редко, но зато легко обнаружить по своеобразному громкому скрипучему отрывистому крику "дерг-дерг". За этот крик, слышимый лишь в брачный период, преимущественно в сумерки и ночью, коростеля называют еще дергачом. Кричащая птица вытягивает вперед шею и время от времени поворачивается в разные стороны, отчего крик слышится то громче, то тише, и это мешает точно определить местонахождение птицы. Крик коростеля слышен на далекое расстояние - до километра и больше. Живут коростели одиночками и никогда не образуют стай, в одиночку летят и на зимовки. Распространен коростель по всей Европе, за исключением северных и самых южных ее частей, а также в Малой Азии, на севере Ирана и в средних частях Западной и Средней Сибири, на восток до Вилюя и Прибайкалья. Излюбленными местами обитания коростеля являются сырые травянистые луга, луговины, поросшие кустарниками, хлебные и клеверные поля, лесные вырубки. Коростель перелетная птица, зимует в Африке. Коростель - одна из наиболее поздно прилетающих птиц. На юге ареала коростель появляется в конце апреля, на севере - в конце мая, когда на лугах и полях уже поднялась достаточно высокая травянистая растительность. Вскоре после прилета можно слышать его брачный крик. Гнездится коростель отдельными парами, и каждая пара энергично защищает свой гнездовой участок. Гнездо помещается на земле, среди травы и кустарников и представляет собой глубокую ямку, аккуратно выложенную сухими стебельками злаков, иногда осокой и мхом. Размеры гнезда: диаметр гнезда 12-15 см, диаметр лотка 11-12 см, высота гнезда около 7,5 см, глубина лотка около 3,5 см. После окончания постройки гнезда начинается откладывание яиц. Полная кладка содержит 7-12, чаще 9-10 яиц, окраска которых сильно варьирует. Размеры яиц: 34-42 х 24-30 мм. Гнезда с яйцами можно встретить в течение всего лета, что позволяет предполагать наличие у коростеля двух кладок. Насиживание начинается после окончания кладки и продолжается 15-17 дней. Насиживает и водит птенцов, по-видимому, одна самка. Пуховички остаются в гнезде в течение нескольких часов и, как только обсохнут, уводятся самкой. Самка очень привязана к птенцам и при опасности проявляет большое беспокойство. Тем не менее она вскоре покидает выводок, и, по некоторым данным, птенцы уже в возрасте одной недели начинают вести самостоятельную жизнь. После вывода птенцов коростели приступают к линьке, во время которой ведут очень скрытый образ жизни. Осенний отлет коростелей начинается рано, из северных районов в августе, из южных в сентябре. К отлету птицы сильно жиреют. Питается коростель как животной, так и растительной пищей. Из животных поедает разнообразных насекомых, червей, слизняков, пауков и т. д., из растений - семена различных трав, реже зерна культурных злаков. Мясо коростеля вкусное, но из-за малой величины добывается охотниками случайно и в небольшом количестве.