Животные

Питомцы

Алфавитный указатель животных

Кистехвост (Polyxenus lagurus)
(The bristly millipede)

КИСТЕХВОСТ (Polyxenus lagurus) Это очень мелкие, длиной всего 2—3 мм, двупарноногие, имеющие мягкую (без включения углекислого кальция) кутикулу. Тело кистехвоста желтоватое, а многочисленные причудливые шиповатые щетинки на голове и на 11 сегментах туловища коричневые. Кистехвост получил свое название потому, что у него на конце тела находится кисточка длинных волосков. Если кистехвоста, рассматривая в лупу, потрогать сзади иголкой, видно, что он может сбросить щетинки и выбросить капельку защитной жидкости. Живут кистехвосты под камнями, под корой, в гнилой древесине и в лесной подстилке, а нередко и в муравейниках, особенно в гнездах рыжего лесного муравья. В некоторых местностях, например под Ростовом – на - Дону, кистехвосты очень обычны, а в других встречаются редко, но распространены они широко и известны от пустыни Сахары до Финляндии. Кистехвосты живут обычно большими скоплениями, включающими молодь и взрослых многоножек. В период размножения самцы кистехвостов в тех ходах, где живут, плетут несложную паутинку, откладывая на нее капельку семенной жидкости. Если самка случайно окажется рядом с такой паутинкой, она захватывает эту капельку своим половым отверстием, т. е. у кистехвоства типичное наружно-внутреннее оплодотворение. Самки могут откладывать яйца и без оплодотворения. Самки кистехвостов откладывают яйца в ходах почвы, выстилая их хвостовыми щетинками. Очень интересно соотношение полов у кистехвостов: на юге Франции самцов около половины (42%), в Голландии — 39%, в Дании — 8%, в Финляндии самцов нет вовсе! Это показывает, что по мере продвижения к северу партеногенез становится единственным способом размножения кистехвостов. Питаются кистехвосты главным образом одноклеточными водорослями (Pleurococcus) и практического значения не имеют.

Кистехвост: классификация: