• Животные

• Фото
  • Видео
  • Помоги природе
  • Алфавитный указатель животных

Салангана серая (Callocalia vestita)
    (Callocalia vestita)

САЛАНГАНА СЕРАЯ (Callocalia vestita) небольшая тусклая серовато-бурая птичка — принадлежит к обширному роду (около 20 видов) саланган (Callocalia), широко распространенному в Юго-Восточной Азии, по островам Индонезии и по западным островам Тихого океана, т. е. в Полинезии. Серая салангана гнездится на полуостровах Малакка и Индокитай и на острове Калимантан. Полет у этой птицы, как и у всех саланган, более слабый, чем у остальных стрижей, и несколько напоминает полет ласточек. Нередко эти птицы летают, собирая корм, очень низко над землей. Саланганы гнездятся в пещерах, нередко в береговых, открытых в сторону моря. Бывает, что пещеры очень глубоки и внутри них господствует полный мрак. Но это не доставляет затруднений птицам, так как саланганы могут ориентироваться в темноте с помощью эхолокации. Попав в темноту, они издают серию звуков и по отражению их от стен и других предметов в пещере весьма ловко ориентируются. Интересно, что те виды саланган, которые гнездятся в открытых свету пещерах (например, С. esculenta), к эхолокации не способны. Серые саланганы селятся большими колониями и клеят гнезда исключительно из слюны. Хотя гнездо совсем небольшое и слюнные железы птицы функционируют в это время очень энергично, тем не менее на постройку такого гнезда у птицы уходит примерно 40 дней. Некоторые виды саланган облегчают положение тем, что используют для устройства гнезда также мелкие кусочки коры, частицы лишайников, маленькие обрывки растительных волокон и т. д., но серая салангана строит «чистое» гнездо только из слюны. За последнее столетие в странах Южной Азии и на островах Индонезии сильно развился промысел по добыче гнезд саланган, которые известны под именем «ласточкиных гнезд». Промысел приобрел форму широкого торгового бизнеса. «Ласточкиных гнезд» съедается в ресторанах на сотни тысяч долларов. По вкусовым качествам гнезда саланган сравнивают иногда с икрой осетровых рыб («черная икра»). Идут эти гнезда главным образом на изготовление деликатесных супов и консоме. Если у саланганы взято гнездо, она немедленно строит второе, может построить и третье. Но последующие гнезда бывают значительно загрязнены разного рода примесями. Более всего ценятся первые гнезда, и особенно те, которые находятся в известковых пещерах. Загрязненные гнезда отправляются на очистку, из них производится богатый протеином желатин, который приготовляется в виде стружек. У китайских торговцев он получил название «зубов дракона». Добыча гнезд саланган очень трудна, но она прибыльна. В удачный день сборщик гнезд на Калимантане зарабатывает хорошие деньги. Это возможно благодаря тому, что саланганы гнездятся большими колониями в сотни тысяч и более пар. В одной из пещер Саравака (остров Калимантан) известно, например, около 2 миллионов гнезд большой саланганы (С. maxisaa).

Салангана серая: классификация: