• Животные

• Фото
  • Видео
  • Помоги природе
  • Алфавитный указатель животных

Казарка чёрная (Branta bernicla)
    (Brant)

КАЗАРКА ЧЁРНАЯ (Branta bernicla) небольшой гусь, размером несколько крупнее кряквы; вес ее 1,2-2,2 кг. На земле проворна, быстро ходит и хорошо плавает, но нырять не может; может лишь подобно уткам опрокидываться вниз головой и доставать со дна пищу. Общая окраска черной казарки черновато-бурая. Голова, шея, зоб, передняя часть спины, кроющие крыльев и первостепенные маховые черные. По бокам шеи белые поперечные пятна, у некоторых подвидов образующие ошейник. Грудь и бока темно-серые. Брюшная сторона белая. Клюв и ноги черные. По своему распространению черная казарка - кругополярный вид арктических морей и островов Северного Ледовитого океана. Населяет травянистые участки тундры вблизи различных пресноводных водоемов и невдалеке от морских берегов. В прошлом это была весьма многочисленная птица, широко распространенная по северным побережьям и островам Европы, Азии и Северной Америки и имевшая большое промысловое значение. Еще в конце прошлого века черные казарки у Атлантических берегов Средней Европы были так многочисленны, что, по образному описанию Науманна, "голоса несметных стай заглушали шум моря и рои их издали, точно дымом, затемняли свет".

Грандиозны были скопления птиц и на местах их гнездовий и линьки. Однако усиленная охота на птиц на местах их зимовок и во время пролетов, мелиоративные работы на значительных прибрежных территориях Западной Европы уже с давних пор вели к постепенному сокращению численности черных казарок. Особенно резкое падение их поголовья началось с 1930 года, что было связано с исчезновением в Северной Атлантике основного корма черных казарок - зостеры. По приблизительным подсчетам, численность птиц, населяющих северные побережья и острова Западной Сибири, за последние полвека сократилась по крайней мере в десятки раз; количество птиц, гнездящихся на островах севера Атлантики и Европы, только за последние 25-30 лет уменьшилось на 90%. В результате Международный комитет по охране птиц в 1954 году констатировал, что черная казарка находится под угрозой истребления, и обратился к правительствам всех заинтересованных стран с приглашением принять участие в полной и повсеместной охране этого вида.

Резкое падение численности черной казарки привело к тому, что во многих районах ареала она стала редкой или вовсе исчезла и распространение ее стало спорадичным. С целью охраны черной казарки следовало бы создать заповедники и заказники в местах главных скоплений гнездящихся и линяющих птиц, а также запретить охоту в местах их гнездования и пролета.