Алфавитный указатель динозавров

Сцелидохавр (Scelidosaurus)
(Scelidosaurus)

Сцелидохавр является одним из древнейших известных видов динозавров. Кроме того, из всех динозавров, найденных на Британских островах, Сцелидохавр представлен одними из наиболее полных ископаемых материалов.

В свое время считалось, что этот динозавр обитал и на территории современных юго-западных Соединенных Штатов, что связано с открытием Сцелидохавра в формации Кайента в Аризоне, однако впоследствии анализ этих останков показал, что они отличаются от известных останков Сцелидохавра, поэтому Сцелидохавр известен только по окаменелостям с Британских островов. Возможно, не исключено, что останки, обнаруженные в формации Кайента, на самом деле могут принадлежать близкому родственнику Сцелидохавра.

Ключевое значение этого рода заключается в том, что помимо того, что он является одним из первых динозавров, известных науке, этот род представляет собой одного из самых примитивных динозавров подотряда тиреофоров, обнаруженных до сих пор, хотя с момента его первого описания прошло более ста пятидесяти лет.

Правда о Сцелидохавре состоит в том, что этот птицетазовый динозавр ел растения. Кроме того, у него задние конечности длиннее, чем передние, но при это передние конечности достаточно длинные, чтобы предположить, что Сцелидохавр был в основном четырёхлапым.

Большая часть исследований Сцелидохавр была сосредоточена на костных пластинах, которые находились внутри кожного покрова, а не прикреплялись непосредственно к скелету. Эти пластины располагались рядами, которые были распространены по всей длине тела от головы до хвоста. Самые крупные пластины располагались рядами по бокам.

Скорее всего, функции этих пластин заключались в защите от хищников того времени, таких как динозавры-тероподы. Основным орудием убийства этих динозавров были острые зубы во рту, а также когти на руках и ногах. Когти использовались для того, чтобы при пробивании кожи и внешних тканей, повредить внутренние органы и кости. Однако Сцелидохавр, имея круглые костяные пластины в коже, не был легкой добычей для хищников. Было даже предположено, что между промежутками обычных пластинин присутствуют более мелкие гранулы кости, чтобы сделать кожу и подстилающую ее ткань еще более упругой к атакам хищников.

При наличии такой прочной кожи, Сцелидохавр был бы непроницаем для атак всех, кроме самых крупных и могущественных хищников того времени, но самые крупные хищники скорее предпочли бы охотиться на "более легкую" добычу. Это объясняет формы более поздних динозавров-тиреофоров, таких как стегозавры и анкилозавры, у которых в поздний меловой период появились костные пластины, как адаптация к появлению все более мощных хищных динозавров.

Как уже упоминалось, Scelidosaurus представляет собой одно из самых ранних тиреофоров. Самыми известными тиреофорами являются стегозавры, которые стали обычными в поздней юре и анкилозавры, которые были наиболее распространены в позднем мелу.