Алфавитный указатель динозавров

Прозауролофус (Prosaurolophus)
(Prosaurolophus)

Прозауролофус было выбрано для названия этого рода динозавров на основании того, что он, как полагали, был похож на другой род зауролофус, но жил до него. Однако эта интерпретация в настоящее время спорна, поскольку разные палеонтологи ссылаются на прозауролофуса как на более близкого к другим разнообразным родам, кроме зауролофов. Первые окаменелости прозауролофуса были обнаружены в Альберте, Канада, в 1915 году Барнумом Брауном. Позже, в 1916 году, Браун описал этот род на основе неполного черепа, который на самом деле был неправильно восстановлен, и поздние лучше сохранившиеся находки показали, что череп на самом деле короче, чем реконструкция. Типовой вид был установлен как P. maximus, но новый вид был в 1992 году. В этом году Джек Р. Хорнер, палеонтолог, получивший международное признание за свою работу с гадрозавридными динозаврами, описал P. blackfeetensis, второй вид, описанный из ископаемых материалов, собранных из захоронения нескольких особей. На данный момент типовым видом является P. maximus, который встречается только в Альберте, а P. blackfeetensis известен только в Монтане.
Между двумя нынешними видами прозауролофусов есть два ключевых различия. Во-первых, морфологическое различие между ними: P. blackfeetensis имеет более крутое и высокое лицо, чем P. maximus, если смотреть со стороны. Вторая - это фактически анализ стоянок окаменелостей, один населяет низменные районы вблизи береговой линии древнего западного внутреннего морского пути, а P. blackfeetensis обнаруживается в районе дальше вглубь суши и на том месте, которое в то время было бы выше, чем канадские местообитания.
Американский прозауролофус, по существу, имеет более высокий череп, в нем будет больше места для размещения более крупных и, следовательно, более сильных мышц, закрывающих челюсти, а также для пропорционально более близкого размещения пищи во рту. Последнее позволяло немного больше сосредоточить силу челюстей при обработке растительного материала. Учитывая, что растения, расположенные дальше на суши и на больших высотах, обычно растут в более сухих условиях, они обычно более жесткие. P. maximus в отличие от своего родственника, скорее всего, жил и кормился в водно-болотных экосистемах. Поскольку растительность таких экосистем была намного мягче, чем у большинства внутренних разновидностей, более сильный укус просто не нужен.
Поскольку были обнаружены останки нескольких особей, собранных в костном ложе, возникает мнение о том, что прозауролофусу жили группами. Они были физически хорошо приспособлены к универсальности. Как и его родственники, прозауролофусы могли бы вполне комфортно принимать как двуногию, так и четвероногую позицию, обеспечивая энергоэффективное передвижение или универсальность, достигая тем самым различных типов растений. Ороговевший клюв, который сформировал переднюю часть рта может эффективно срезать растения, в то время как батареи перемалывающих зубов во рту превращают растения в легкоусвояемую пульпу.

Прозауролофус: классификация: