Алфавитный указатель динозавров

Гадрозавр (Hadrosaurus)
(Hadrosaurus)

Гадрозавр (крепкая ящерица) – динозавр чей почти полный скелет был обаружен первым, подтвердив что это именно динозавр, а не ноги великанов или каких то других существ, как считалось ранее после обнаружения отдельных бедренных костей. Hadrosaurus foulkii - единственный вид в этом роде, являющийся официальным динозавром штата Нью-Джерси, США с 1991 года.

Гадрозавр жил на территории современной Северной Америки в конце мелового периода. Скорее всего, он использовал две ноги для перемещения, но мог использовать свои и передние ноги, чтобы поддерживать себя во время кормления - как и все орнитоподы гадрозавр был травоядным.

В 1838 году Джон Эстау Хопкинс вел геодезические работына небольшом притоке реки Купер в Хэддонфилде, штат Нью-Джерси, в части будущей формации Вудбери, когда он обнаружил большие кости и выставил их на обозрение в своем доме. Позднее эти кости вызвали интерес посетителя, Уильяма Паркера Фоулка. И полный скелет был выкопан из мергеля в 1858 году. Место раскопок, известное как Гадрозавр Фоулки Лейди, в настоящее время является национальным историческим памятником. Фоулк связался с палеонтологом Джозефом Лейди, и вместе они восстановили почти полный набор конечностей, а также таз, несколько частей стоп, двадцать восемь позвонков (включая восемнадцать от хвоста), восемь зубов и две небольшие части челюсти. Фоулк и Лейди вместе изучали окаменелости, и в 1858 году Лейди официально описал и назвал Hadrosaurus foulkii в честь своего напарника.

Лейди признал, что эти кости были от динозавра сходного с игуанодоном, обнаруженного в Англии несколько десятилетий назад, но скелет гадрозавра был гораздо более полным. Монография Лейди «Рептилии мелового периода в Соединенных Штатах», описывающая гадрозавра более полно и с иллюстрациями, была написана в 1860 году, но Гражданская война в США отложила ее публикацию до 1865 года. Лейди реконструировал гадрозавра как двуногого, в отличие от взглядов того времени, что такие динозавры были четвероногими. Весь скелет был полностью собран в 1868 году группой, в которую входил английский скульптор и естествоиспытатель Бенджамин Уотерхаус Хокинс, и выставлен на обозрение в Филадельфийской академии естественных наук. Скелет обычно хранится в запасниках Академии.

Гадрозавр также дал свое название чрезвычайно многочисленному семейству травоядных - гадрозаврам или утконосым динозаврам. Этот динозавр почти наверняка жил небольшими стадами, самки откладывали от 15 до 20 больших яиц за раз по кругу, а взрослые особи могли даже проявлять минимальный уровень родительской заботы.
Тем не менее, что касается динозавров с утиным клювом в целом, то сам гадрозавр далек от этого. На сегодняшний день никто не обнаружил череп этого динозавра.