• Динозавры

• Помоги природе
  • Алфавитный указатель динозавров

Игуанодон (Iguanodon)
    (Iguanodon)

Игуанодон крупный травоядный динозавр, найденный в виде окаменелостей из позднеюрского и раннемелового периодов (от 161,2 миллиона до 99,6 миллиона лет назад) на обширной территории Европы, Северной Африки, Северной Америки, Австралии и Азии; некоторые из них были найдены в позднемеловых отложениях Европы и юга Африки.

Игуанодон был самым крупным, самым известным и широко распространенным из всех игуанодонтид, которые тесно связаны с гадрозаврами или утконосыми динозаврами. Игуанодон был 9 метров в длину, почти 2 метра в высоту и весил от четырех до пяти тонн. Животное, вероятно, проводило время, пасясь, передвигаясь на четырех ногах, хотя могло ходить на двух. Передние конечности игуанодона имели необычную пятипалую кисть: кости запястья срослись в блок, суставы большого пальца срослись в конусовидный шип, три средних пальца оканчивались тупыми копытными когтями, пятый палец отошел в сторону от остальных. Кроме того, у самого маленького пальца были две маленькие дополнительные фаланги, что является возвратом к более примитивной конфигурации динозавров. Зубы были ребристыми и образовывали наклонные поверхности, которые могли измельчить его пищу из низкорослых папоротников и хвощей, которые росли возле ручьев и рек. Большинство костей черепа и челюстей не срослись плотно, а вместо этого имели подвижные суставы, которые обеспечивали гибкость при жевании жесткого растительного материала.

В 1825 году игуанодон стал вторым видом, который был описан как динозавр, после мегалозавра. Игуанодон был назван в честь его зубов, сходство которых с зубами современных игуан также дало первооткрывателю динозавров, английскому врачу Гидеону Мантеллу, первую подсказку о том, что динозавры были рептилиями. В своей первой реконструкции неполных останков игуанодона Мантелл восстановил скелет в позе на четырех ногах с остроконечным большим шипом на носу. Эта реконструкция сохранилась в знаменитых лондонских скульптурах динозавров Хрустального дворца, пока в 1880-х годах в Берниссаре, Бельгия, не было найдено множество полных скелетов. Реконструкции бельгийских скелетов по ошибке поместили животное в вертикальную, похожую на кенгуру стойку с опущенным на землю хвостом - заблуждение, которое не исправлялось до конца 20 века, когда была принята поза, основанная на почти горизонтальном позвоночнике.