Семейство Стегозавры
(Stegosauria)

Стегозавр одна из подгрупп пластинчатых динозавров позднеюрского периода (159-144 млн. лет назад), узнаваемая по его шипованному хвосту и ряду больших треугольных костных пластин вдоль спины. Стегозавры обычно росли до длины около 6,5 метров, но некоторые достигали 9 метров. Череп и мозг были очень малы для такого крупного животного. Передние конечности были намного короче задних, что придавало спине характерный изогнутый вид. Ноги были короткими и широкими.

Различные гипотезы пытались объяснить расположение и использование пластин. Палеонтологи долгое время считали, что у стегозавра было два параллельных ряда пластин, либо в шахматном порядке, либо в парном, и что они защищали позвоночник и позвоночник животного. Однако новые открытия и повторное изучение существующих образцов стегозавра с 1970-х годов позволяют предположить, что пластины чередовались вдоль позвоночника. Поскольку пластины содержали много кровеносных сосудов, их чередование представляется согласующимся с гипотезой о терморегуляции. Эта гипотеза предполагает, что пластины действовали как излучатели, выделяя тепло тела в более прохладную окружающую среду, и наоборот, пластины могли также собирать тепло, сталкиваясь с солнцем, подобно живым солнечным панелям.

На конце хвоста присутствовали две пары остроконечных костяных шипов. Предполагается, что они служили оборонительным оружием, но могли быть и декоративными. Спинной мозг в области крестца был увеличен и на самом деле был больше, чем мозг, что вызвало ошибочное представление о том, что стегозавр обладает двумя мозгами. Однако более вероятно, что большая часть сакральной полости была использована для хранения гликогена, как это происходит со многими современными животными.

Стегозавр и его родственники тесно связаны с анкилозаврами, с которыми они разделяют не только кожную броню, но и ряд других особенностей, в том числе простой изогнутый ряд маленьких зубов. Обе группы произошли из рода мелких бронированных динозавров, таких как Скутеллозавр и Стелидозавр раннего юрского периода (206-180 миллионов лет назад). Стегозавры потеряли броню с боков тела, которая была у их ранних родственников. Покрытие среди различных стегозавров было разным: некоторые формы, по-видимому, имели параллельные, а не чередующиеся пластины, а некоторые, такие как Kentrurosaurus, имели пластины вдоль передней половины спины и шипы вдоль задней половины и хвоста. Эти вариации ставят под сомнение гипотезу о сильной терморегуляционной функции пластин стегозавра, поскольку такие структуры не во всех стегозаврах были оптимизированы для сбора или выделения тепла. Кроме того, вызывает недоумение, почему у других стегозавров и других динозавров отсутствовали сложные терморегуляторные структуры.