Алфавитный указатель динозавров

Стегозавр (Stegosaurus)
(Stegosaurus)

Стегозавр был крупным растительноядным динозавром, который жил в конце юрского периода, примерно от 150,8 млн до 155,7 млн лет назад, главным образом в западной части Северной Америки. Он был размером с автобус и имел два ряда крупных костяных пластин, что делало его еще больше.

Стегозавр – один из самых «медийных» динозавров, потому что существует множество останков, помогающих ученым восстановить его внешний вид. Из-за этого стегозавры присутствуют почти во всех документальных и художественных фильмах о динозаврах.

Стегозавр обладал небольшим мозгом и одним из самых низких соотношений размера мозга к телу среди динозавров. Мозг стегозавра долгое время считался размером с грецкий орех, но на самом деле, его мозг имел размер и форму согнутой сосиски. В какой-то момент было предположение, что стегозавр обладает вспомогательным мозгом, но это скорее всего был пучок нервов - над задними лапами, чтобы помочь контролировать движения лап и хвоста.

Стегозавр был крупнейшим и наиболее известным членом семейства бронированных динозавров стегозавров. Он считается «типовым видом», или видом, который служит основным примером рода. Кроме того это самый известный и наиболее изученный вид из-за обилия окаменелостей, включая почти полный скелет. Ученые спорят о том, сколько видов стегозавров действительно существует. С одной стороны, может быть до трех или четырех видов в зависимости от различий, обнаруженных в окаменелостях.

Стегозавр означает «покрытая ящерица», что было основано на ранних убеждениях палеонтологов 19-го века, что пластины лежат плоско вдоль, всей его спины, образуя панцирь, или же как черепица на крыше. Но большинство более поздних доказательств поддерживает идею о том, что пластины чередовались вертикально, в два ряда острой стороной вверх от шеи динозавра до его задней части. Его 17 пластинок, называемых щитками, были сформированы из костного материала, называемого остеодермой, но не были твердыми; они имели решетчатые структуры и кровеносные сосуды. Хотя неизвестно, для какой цели служили пластины, кровеносные сосуды внутри пластин предполагают, что, как и у многих других видов они отвечали за регулирование температуры (рассеивание тепла). Однако эта теория была поставлена под сомнение - микроструктура пластин позволяет предположить, что они не использовались для излучения тепла. В более недавнем исследовании 2010 года, утверждалось что пластины могли играть пассивную роль в регулировании температуры тела из-за их большого размера и обширных кровеносных сосудов (подобно тому, как большой клюв тукана естественным образом излучает тепло тела), но это не было их основной функцией. Вместо этого стегозавр, вероятно, использовал свои тарелки для демонстрации соперникам и для привлечения противоположного пола.

Стегозавр также имел шипы на конце своего гибкого хвоста. Эксперты считают, что эти шипы были использованы для защиты от хищников из-за двух доказательств. Во-первых, около 10 процентов найденных шипов повреждены на конце, кроме того, ученые обнаружили окаменелости аллозавра (основной хищник стегозавра) с колотыми ранами от шипов.

Длинный череп стегозавра был заострен и узок. У него было необычное положение головы, которая находилась внизу, потому что у его передние конечности были весьма коротки относительно его задних ног. Этот дисбаланс в длину ног предполагает, что динозавр не мог двигаться очень быстро, потому что шаг его задних ног обогнал бы его передние ноги.

Стегозавр был травоядным животным, поскольку его клюв и маленькие зубы не были предназначены для употребления в пищу плоти, а челюсть была не очень гибкой. Интересно, что в отличие от других растительноядных клюворылых динозавров у стегозавра не было сильных челюстей и перемалывающих зубов. Вместо этого его челюсти, вероятно, допускали только движения вверх и вниз, а зубы были округленными и похожими на монеты. У него также были щеки, которые давали ему возможность жевать и хранить больше еды во рту, чем у многих других динозавров. Из-за своей короткой шеи и маленькой головы, он, скорее всего, ел низкорослые кусты и другую растительность, включая папоротники, мхи, саговники, хвощ и даже опавшие фрукты. Некоторые ученые считают, что стегозавр мог стоять на задних лапах, чтобы достичь более высоких растений, но эта идея пока не доказана.

В исследовании, представленном в 2010 году в Швейцарском журнале геонаук, ученые смоделировали зубы и челюсти стегозавра, чтобы лучше понять, чем способен питаться динозавр. Исследование показало, что у стегозавра был очень слабый укус (более слабый, чем укус человека), и он мог сломать только веточки и ветви диаметром менее 1-го сантиметра.

Обнаруженные окаменелости предполагают, что стегозавры путешествовали в стадах. Первые окаменелости стегозавра были обнаружены в 1876 году в Колорадо. Окаменелости около 80 особей были обнаружены в формации Моррисон, которая расположена в Вайоминге и Колорадо. Стегозавр – «официальный» динозавр штата Колорадо в честь большого количества найденных в штате скелетов динозавров. В то же время окаменелости обнаружены почти во всех южных штатах США. В Вайоминге в 2003 был обнаружен самый полный (более 90 процентов) образец стегозавра на сегодняшний день. А в 2007 году исследователи обнаружили окаменелость стегозавра в Португалии, что доказывает, что динозавр жили в Европе в дополнение к Северной Америке, и поддерживает идею, что эти два континента когда-то были соединены.