Семейство Цератопсы
(Ceratopsia)

Цератопсы (от греческого - «рогатые лица») - группа травоядных клюворылых динозавров, которые были распространеныhttp://floranimal.itsoft.su/upload/iblock/693/693f3f7df97154c1048d9a8a8a2fab09.jpg в нынешних Северной Америке и Азии в меловой период, хотя исконные формы жили раньше, в юрском периоде. Ранние члены группы были маленькими и двуногими. Более поздние стали очень большими, ходили преимущественно на четырёх ногах и вырастили сложные обрамления лица и шеи. Хотя это обрамление могло служить для защиты уязвимой шеи от хищников, она также, вероятно, использовалась для демонстрации силы и терморегуляции, или некоторой комбинации вышеперечисленного. Размеры цератопсов варьировались от 1 метра и 20 кг., до более 9 м и 5,5 т.
Традиционно имена цератопсовых родов заканчиваются на «-ceratops». Одним из первых названных родов был сам Ceratops, который дал свое название группе. Цератопсы легко узнаются по признакам черепа. На кончике цератопсовой верхней челюсти находится ростральная кость, уникальная кость, нигде в животном мире не встречающаяся. Наряду с предсердной костью, которая образует кончик нижней челюсти у всех птицетазовых, рострал образует, внешне похожий на попугая, клюв. Кроме того, кости черепа под глазом очень высокие и выпячиваются вбок, что делает череп несколько треугольным при взгляде сверху. Этот треугольный вид подчеркивается у более поздних цератопсов темным расширением теменных и чешуйчатых костей крыши черепа, образуя шейный обод.

Цератопсы были названы Чарльзом Маршем в 1890 году, чтобы включить всех животных, связанных с Цератопсом. Однако еще в 1960-х годах было отмечено, что название Ceratopsia на самом деле неверно представлено с древнегреческого и должно быть Ceratopia. Тем не менее, это написание, хотя и технически правильное, использовалось в научной литературе очень редко, и подавляющее большинство палеонтологов продолжают использовать Ceratopsia. Сегодня палеонтологи согласны с общей структурой цератопсового генеалогического древа, хотя существуют различия в отдельных таксонах. С 2000 года было проведено несколько кладистических исследований. Похоже, что цератопсы возникли в Азии, так как там находятся все самые ранние члены. Фрагментарные останки, в том числе зубы, которые, по-видимому, являются неоцератопсийскими, обнаружены в Северной Америке со стадии альба (112-100 миллионов лет назад), что указывает на то, что к середине мелового периода группа рассредоточилась по всем территориям Берингова проливу.

В отличие от почти всех других групп динозавров, черепа являются наиболее часто сохраняемыми элементами цератопсовых скелетов, и многие виды известны только по черепам. Существует много различий между и даже внутри пределов цератопсовых видов. Полные набор от новорожденного до взрослого известны для пситазавра и протоцератопса, что позволяет изучать онтогенетические вариации у этих видов. Значительный половой диморфизм был отмечен у протоцератопса. Они же являются наиболее распространенными динозаврами в различных монгольских отложениях, где они встречаются. Трицератопс наиболее распространенный, судя по количеству останков, динозавр в поздних меловых периодах в западной части Соединенных Штатов Америки. Эти факты указывают на то, что некоторые цератопсы были доминирующими травоядными в своей среде.

Многие виды цератопсов, по-видимому, жили в стадах. Некоторые североамериканские отложения показывают, что некоторые виды могли жить в стадах в тысячи животных. Как и современные стада мигрирующих животных, они оказывали значительное влияние на окружающую среду, а также послужили основным источником пищи для хищников.