Алфавитный указатель динозавров

Стиракозавр (Styracosaurus)
(Styracosaurus)

Стиракозавр был травоядным цератопсом, живших в меловом периоде примерно 76,5–75 миллионов лет назад. Это разновидность динозавров, напоминающая трицератопса. Однако у них есть только один рог на носу, длиннее, чем у трицератопса. Шипы на воротнике у них также длиннее и заостреннее. Всего у него было от четырех до шести длинных шипов, выходящих из воротника на шее, по маленькому рогу на каждой щеке и один рог на носу. Стиракозавр был относительно крупным динозавром, достигавшим 6 метров в длину и весил почти 3 тонны. Его высота составляла около 2 метров. Стиракозавр обладал четырьмя короткими ногами, большим телом и коротким хвостом. У черепа были клюв и режущие щечные зубы, расположенные непрерывными зубными батареями, что свидетельствует о том, что животное резало растения. Как и другие цератопсы, этот динозавр, возможно, был стадным животным, путешествующим большими группами.
Первые окаменелости стиракозавра были найдены в Альберте, Канада в 1913 году. В 1935 году команда Королевского музея Онтарио отправилась туда же и нашла отсутствующую челюсть и большую часть скелета. Странной особенностью этого первого черепа является то, что самый маленький шип с оборкой на левой стороне частично перекрывается у своего основания следующим шипом. Кажется, что оборка была повреждена в этот момент жизни. Нормальная форма этой части неизвестна, так как правая сторона оборки не была обнаружена.
В 1915 году Барнум Браун и его команда, работавшие в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, нашли почти полностью целый скелет с частью черепа в формации парка динозавров, недалеко от Стиввилля, Альберта. Некоторые из различий между экземплярами, заключались в скуле, сильно отличающейся от скулы ранее найденной особи и в меньших размерах хвостовых позвонков. В 2006 году были обнаружены части черепа, явно необнаруженные экспедицией 1915 года. Они были собраны, и есть надежда, что будет найдено больше, возможно, достаточно, чтобы заново описать череп и проверить, являются ли S. albertensis и S. parksi одинаковыми. Третий вид, S. ovatus, из формации Ту-Медицина в Монтане, был описан Гилмором в 1930 году. Ископаемый материал ограничен, лучшие из них являются частью оборки, но одна странная черта заключается в том, что пара шипов рядом средняя линия сливается по направлению к средней линии, а не от нее, как у S. albertensis. На каждой стороне оборки могло быть два набора шипов, а не три. Шипы намного короче, чем у S. albertensis, а самый длинный - всего 11,6 дюйма. Обзор черепов стиракозавров, проведенный в 2010 году Райаном, Холмсом и Расселом, показал, что это отдельный вид.
Стиракозавр входит в состав, подсемейства крупных североамериканских рогатых динозавров, отмеченных «выступающими рожками на морде, отсутствием надбровных рогов, высоким глубоким лицом и выступом в задней части ноздри».
Эволюционное происхождение Стиракозавра не было известно в течение многих лет, поскольку окаменелости ранних цератопсов были редкими. Когда в 1922 году был обнаружен протоцератопс, это пролило свет на ранние взаимоотношения цератопсов, но прошло несколько десятилетий, прежде чем новые находки заполнили пробелы. Новые находки конца 1990-х и 2000-х годов, такие как Зуницератопс, первый известный цератопс с надбровными рогами, и Инлонг, первый известный юрский цератопс, показывают, как могли выглядеть предки стиракозавров. Эти новые открытия пролили свет на происхождение рогатых динозавров в целом и позволяют предположить, что группа возникла в юрском периоде в Азии, а настоящие рогатые цератопсы появились в начале позднего мелового периода в Северной Америке.
Большие носовые рога и оборки Стиракозавра - одно из самых ярких украшений морды всех динозавров. Их роль обсуждается с тех пор, как были найдены первые рогатые динозавры. В начале 20 века палеонтолог Р. С. Луллий предположил, что оборки цератопсов служат для закрепления их челюстных мускул. Позже он заметил, что у стиракозавра шипы придают ему грозный вид. В 1996 году Додсон частично поддержал идею прикрепления мышц и создал подробные схемы возможных прикреплений мышц в оборках стиракозавра и хасмозавра, но не поддержал идею о том, что они полностью заполняют отверстия. Но, C.A. Форстер не обнаружил никаких доказательств прикрепления крупных мышц к костям оборки.
Долгое время считалось, что стиракозавр, использовали свои оборки и рога для защиты от крупных мясоедов того времени. Хотя язвы, отверстия, повреждения и все виды повреждений на черепах цератопсов часто связывают с повреждением рогов в бою, исследование 2006 года не обнаружило доказательств того, что уколы рогов, которые вызвали эти формы повреждений. Вместо этого в качестве причин предполагаются непатологическая резорбция кости или неизвестные заболевания костей.
Большая оборка у стиракозавров и их родственников, возможно, помогала увеличить площадь тела для регулирования температуры тела, как уши современного слона. Подобная теория пыталась объяснить пластины стегозавра, но именно такое использование не объясняет причудливое расположение, наблюдаемое у цератопсов.
Теория использования оборок в сексуальной демонстрации была впервые предложена в 1961 году Давиташвили. Эта теория получила широкое признание. Доказательством важности визуального отображения при ухаживании или другом социальном поведении может служить тот факт, что рогатые динозавры заметно различаются по своим украшениям, что делает каждый вид очень самобытным. Кроме того, современные живые существа с такими рогами и украшениями используют их в аналогичном поведении.

Стиракозавр: классификация: