• Динозавры

• Классификатор
  • Фото
  • Видео
  • Помоги природе
  • Чем лучше изучены ископаемые животные, тем больше тайн оказывается с ними связано. При слове «динозавр» на ум в первую очередь приходят завроподоморфы – длинношеие и длиннохвостые колоссы на колонноподобных ногах. На продолжении Юры и Мела эти гиганты были очень многочисленными, и оставили после себя массу громоздких окаменелостей, так что... Вопрос первый: насколько же велики они были?

Выявить самого гигантского среди ящеров — сложно. Исследования палеонтолога во многом схожи с работой криминалиста. Зачастую по крошечной части приходится восстанавливать целое. Нередки случаи, когда вид вымерших животных описывается лишь на основании единственного окаменевшего зуба или позвонка. И ничего сверхъестественного в этом нет, ибо основой для описания в таком случае служит сравнительно целый скелет с похожими костями. Учёный просто дорабатывает исходный проект, чтобы найденные детали пришлись точно в пору. Подобное описание имеет, конечно, ограниченную ценность, но, в большинстве случаев, когда обнаруженные позже останки лучшей сохранности позволяют сравнить расчетные параметры родившегося на листе бумаги монстра с его действительными характеристиками, оказывается достаточно точным.

Таким образом, даже оценки длины динозавров приблизительны. Ибо завроподоморф состоит преимущественно из шеи и хвоста. Какова же окажется длина этих частей тела — зависит прежде всего от чувства прекрасного и личных комплексов реконструктора. Шея и хвост сохраняются в виде окаменелостей значительно хуже и реже черепов, а также костей ног и туловища.

Но если всё же попытаться составить рейтинг, выглядеть он может как-то так:

15 место. Суперзавр — длина 33-34 м, масса около 40 тонн. И это уже больше, чем у шонизавра — самого крупного обитателя моря той эпохи.

14 место. Паралититан — 26 м и 45 тонн.

13 место. Камаразавр — длина 23 м (не считая хобота, которым он, возможно, располагал), масса 47 тонн

12 место. Брахиозавр — 18-21 м, масса могла быть больше 50 тонн.

11 место. Антарктозавр — 18-40 м, и масса до 60 тонн

10 место. Диплодок — длина до 35 м, максимальная масса не менее 60 тонн. Но это касается крупнейших экземпляров. Обычные, рядовые диплодоки были не более 30 тонн весом.

9 место. Дредноутус — 26 м, около 60 тонн

8 место. Сейсмозавр — 33 м, около 60 тонн.

7 место. Аргентинозавр — 35-39 м, не менее 60 тонн

6 место. Бревипароп — длина 34-37 м, до 25 м высота (была бы, если бы строение тела позволяло ему вытянуть шею вверх), масса 50-80 тонн. Впрочем, это чудовище реконструировано по цепочке следов.

5 место. Пуэртозавр — длина 30-40 м, масса между 50 и 80 тоннами.

4 место. Патаготитан — длина не менее 35 метров, масса 60-70 тонн. Причём, все найденные экземпляры были молодыми. Размер взрослых особей неизвестен, но наверняка существенно больше.

3 место. Амфицелий — всего 30-32 м диной, зато 8 м в холке. Масса от 80 тонн.

2 место. Брухаткайозавр — 28-34 м, но очень плотного сложения. Оценки массы разнообразны и спорны. Возможно, он весил 100 тонн.

1 место. Титанозавр — 35-40 м, масса не менее 88 тонн, и, вероятно, более 100 тонн.

Разброс в оценках массы также достаточно велик, поскольку степень упитанности ископаемого животного также определяется на основании смелых гипотез и смутных аналогий. Однако, накопленные материалы, всё-таки, позволяют сделать вполне определённые выводы. В Юрском и Меловом периодах зауроподоморфы массой 20-30 тонн плотно занимали нишу крупных травоядных. Причём, встречались они чаще мелких — 6-15 метров длиной — аналогов. Вероятно, потому что именно размер обеспечивал диплодокоидам защиту от хищников. Травоядные динозавры массой 40 тонн тоже не являлись редкостью. Существовали и, как минимум, вдвое более крупные виды массой более 80 тонн.

Эти выводы не столь уж тривиальны, если учесть, что ещё 20-30 лет назад реальность сухопутных животных тяжелее 30 тонн вызывала у науки сомнения. Расчёты на основании аналогий со слонами показывали, что ходить такие существа не смогут. Так что, даже хорошо изученных диплодоков палеонтологи настойчиво пытались загнать в воду… А в воде-то диплодоки сразу тонули. Собственно, большинство особей, останки которых найдены, погибли, именно, не успев покинуть затопляемую зону при наводнении.

Современные методы математического моделирования позволили пролить иной свет на вопрос. Физическое строение диплодокоидов оказалось очень хорошо продуманным. Оказалось, что особи до 40 тонн массой были способны не только ходить, переставляя ноги поштучно, как это принято и у слонов, но и, например, вставать на дыбы и даже слегка подпрыгивать. Более тяжёлые, может, и не прыгали, но, всё-таки, ходили. Максимальная масса, при которой сухопутное животное теряло подвижность, отодвинулась в область 150-200 тонн.

Таким образом, известно, что гиганты, вполне сравнимые по размеру с современными китами, - но сухопутные! — существовали. Однако, их образ жизни, физическое строение и даже некоторые аспекты продолжения рода вызывают массу вопросов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dcfb8b4452197271c9be3ae/samye-ogromnye-dinozavry-reiting-5ec90e22612...