• Животные
  • Красная книга России
  • Помоги природе
  • Большая Кокшага заповедник

Расположение и история  заповедника Большая Кокшага

Заповедник Большая Кокшага расположен в среднем течении левого притока Волги - реки Большая Кокшага, на территории Килемарского и Медведевского районов Республики Марий Эл в 40 км к западу от г. Йошкар-Олы. Ранее в этой природной зоне был заповедник «Марийский», упразднённый после того, как его территория полностью выгорела в жаркое сухое лето 1972 года. Правительство Республики Марий Эл 18 января 1993 года приняло Постановление № 16 «Об организации биосферного заповедника «Большая Кокшага», 14 марта 1993 года Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации№ 220 в республике государственный природный заповедник площадью 21,5 тысяч гектаров был создан. Название ему дала одна из чистейших рек европейской части России, левый приток Волги - Большая Кокшага.  Цель создания заповедника - сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем Республики Марий ЭлТерритория заповедника отнесена к водно-болотным угодьям международного значения (озеро Болонь и устья рек Сельгон и Симми). Сегодня заповедник «Большая Кокшага» с полным правом можно назвать жемчужиной Марийского края.

Природа заповедника Большая Кокшага

Заповедник расположен в районе с умеренно-континентальным климатом, характеризующимся морозной зимой и умеренно-жарким летом, средняя годовая температура воздуха  составляет +2,6 °C. Территория заповедника находится в пределах лесной зоны Русской равнины подзоны хвойно-широколиственных лесов Ветлужско-Унженской географической провинции Ветлужско-Кокшагского полесского района Оршано-Кокшагской флювиогляциальной равнины. На территории заповедника преобладают аккумулятивные формы рельефа, представленные речными долинами и озерно-ледниковыми равнинами. Здесь расположены 3 озера: Шушьер, Кошеер и Капсино. Речная сеть имеет общую протяженность 100 км. Основными ландшафтами заповедника являются дюнно-бугристые и пологоволнистые зандровые равнины, покрытые в основном сосняками и березняками, а также пойменные урочища, занятые вдоль р. Большая Кокшага дубово-липовыми насаждениями, а вдоль малых рек и ручьев — березовыми или черноольховыми с небольшой примесью ели. В обширных понижениях рельефа на водоразделах и в притеррасной части поймы р. Большая Кокшага распространены болота переходного типа, заросшие также березняками и черноольшанниками. Верховых болот на территории заповедника немного и все они заняты сосняками сфагновыми. Имеются также и приозерные своеобразные ландшафты. Так оз. Кошеер зарастает сфагновой сплавиной, занятой отчасти редкостойным низкобонитетным сосняком. Очень небольшие площади заняты луговыми пойменными и поселковыми ландшафтами.

Флора заповедника насчитывает 798 видов высших сосудистых растений, 225 видов моховидных, 412 видов грибов, 335 видов лишайников, 249 видов водорослей. Заповедник сохраняет в неприкосновенности места обитания редких и исчезающих видов растений: Пальчатокоренники балтийский и Траунштайнера, Надбородник безлистный, Ятрышник пятнистый и ещё 11 представителей прекрасных северных орхидей. Наиболее известный вид в Республике Марий Эл - Венерин башмачок. От прорастания семени до цветения этого удивительного растения проходит 15–17 лет! Морошка приземистая встречается в республике только на территории заповедника, на сплавине оз. Кошеер. Другой представитель древнейших растений - Чилим плавающий, или Водяной орех, - произрастает в тёплых водах озера Шушьер. Его питательные плоды — костянки местное население употребляло в пищу в годы войны. Сейчас популяция чилима повсеместно сокращается в результате поедания околоводными животными и загрязнения водоёмов. Самый редкий древесный вид заповедника - Осокорь, или Тополь чёрный, встречается в пойме р. Большая Кокшага. В заповеднике охраняются и другие представители Красной книги Республики Марий Эл: Гроздовник многораздельный, Росянка длиннолистая (английская) - растение-хищник, Куманика, Плаун-баранец, Гвоздика пышная. На территории заповедника обнаружено около 250 видов низших растений и около 250 видов лишайников. Среди них редкие - Уснея цветущая, Лобария лёгочная, Цетрария Лаурера. Также встречаются редкие виды грибов: Осиновик белый, Гиропор синеющий, Ежевик коралловидный.

Животные заповедника Большая Кокшага

Фауна заповедника насчитывает 14 видов саркомастигофор, 2 вида губок и кишечнополостных, 84 вида плоских, круглых и кольчатых червей, 86 видов ракообразных, 4 вида многоножек, 405 видов паукообразных, 1632 вида насекомых, 85 видов моллюсков и щупальцевых, 31 вид рыб и круглоротых, 11 видов земноводных, 6 видов рептилий, 183 вида птиц, 51 вид млекопитающих. В естественных условиях, не нарушенных деятельностью человека, обитает 50 видов млекопитающих. Среди них есть хищники и жертвы, виды, всю жизнь довольствующиеся небольшой территорией, и вечные бродяги, остающиеся на одном месте только в период выращивания молодняка. Не случайно на эмблеме заповедника изображен бурый медведь - плотность его распространения здесь выше, чем на прилегающих территориях. Осенью, во время охоты на копытных, в заповедном лесу увеличивается численность лосей. Типичным обитателем еловых лесов является кабан. Рысь и волк редки в заповеднике. Это связано с большими размерами их охотничьих участков, выходящих далеко за пределы охраняемой территории. А вот бобров в заповеднике много. По всем малым рекам встречаются хатки и плотины. Некоторые виды млекопитающих заповедника занесены в Красную книгу Республики Марий Эл и подлежат особой охране: выдра, хомяк обыкновенный, бурундук и 6 видов рукокрылых. Гигантская вечерница, кроме того, включена в Красную книгу Российской Федерации. Смешанный породный состав древесного яруса, хорошо развитый густой подлесок создают идеальные условия для гнездования, укрытия и питания птиц. В заповеднике обитают более 180 видов пернатых - от крупных хищников до мелких певчих птиц. Одни из них оседлые, другие прилетают на период размножения, третьи встречаются только во время весенних и перелётов. В богатой фауне птиц заповедника больше всего воробьиных. Самыми распространенными являются зяблик, лесной конёк, горихвостка, пеночки. В заповеднике обитают представители семейства куриных: глухарь, рябчик, тетерев. В глухих недоступных частях болот гнездятся серые журавли. Среди водоплавающих птиц наиболее многочисленны кряквы. Пойменные леса заповедника - излюбленные места обитания дневных хищников: скопа, змееяд, орлан-белохвост, сапсан. Среди сов многочисленны серая и длиннохвостая неясыти, встречаются филин, воробьиный и мохноногий сычи. 35 видов птиц, обитающих в заповеднике, являются редкими и включены в Красные книги России и Республики Марий Эл. Среди них черный аист, чернозобая гагара, большой кроншнеп, лебедь-кликун, глухая кукушка, ястребиная и белая совы. Из земноводных в заповеднике обитают 4 вида лягушек и 2 вида жаб, насчитывается 11 видов пресмыкающихся. Известен случай встречи очень редкого в республике тритона - сибирского углозуба. Река Большая Кокшага с её притоками является местом обитания 29 видов рыб. Мир беспозвоночных животных представлен примерно 1500 видов, из которых дозорщик-император, красотка-девушка, подалирий, махаон подлежат особой охране.

Заповедник БОЛЬШАЯ КОКШАГА - Река Большая Кокшага