• Животные
  • Красная книга России
  • Помоги природе
  • Кавказский заповедник

Расположение и история Кавказского заповедника

Кавказский заповедник имеет международное значение как участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальными флорой и фауной. Расположен он в координатах: 44 - 45,5 градусов северной широты и 40 – 41 градус восточной долготы. Ландшафт заповедника характеризуется отметками 260 – 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики РФ, вплотную примыкая к границам Абхазии. Непосредственно в Сочи (Хоста) в трёх километрах от морского побережья находится заповедная тисо-самшитовая роща. Реликтовые доледниковые леса (301 га), покрывавшие всю Европу 18 –25 млн. лет назад почти в первозданном виде чудом сохранились в роще. Заповедная Тисо-самшитовая роща охраняется под эгидой ЮНЕСКО и является объектом Всемирного Природного Наследия. Общая площадь заповедной территории 280335 га.

Природа Кавказского заповедника

Кавказский заповедник – богатейшая сокровищница биоразнообразия, не имеющая аналогов в России. Он включён в список объектов Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО. Это второй по величине горно-лесной заповедник Европы. Для флоры заповедника характерно наличие древних видов и вечнозеленых растений. 62% его территории занимают леса. Около 2% территории заповедника приходится на реки и озёра. Реки представляют собой типичные горные потоки, с часто встречающимися водопадами, узкими скальными ущельями, теснинами и каньонами.

Особую неповторимость придают горному ландшафту заповедника многочисленные озёра. Их насчитывается более 120. Они небольшие по площади и часто полностью освобождаются ото льда только к середине лета. Самое большое озеро заповедника – озеро Безмолвия (Большое Имеретинское), с площадью водного зеркала 200 тыс. м2. особой красотой популярностью отличаются озёра Хуко (1843 м н.у.м.) и Кардывач (1850 м н.у.м.).

Заповедник расположен на границе умеренного и субтропического климатических поясов. Теплый и влажный климат в низкогорье имеет субтропический характер с положительными средними температурами января (+4,2 градуса) и высокими средними температурами июля и августа (20 и 21 градуса). Горный рельеф вызывает высотную поясность климата, обусловливающую поясное распределение ландшафтов и их неотъемлемых компонентов – почв и растительности. На каждые 100 м поднятия над уровнем моря температура падает на 0,5 градуса. Почвы меняются от субтропических желтозёмов в предгорьях до примитивных горных в высокогорье. Основные почвы заповедника – бурые горно-лесные и горно-луговые.

Животные Кавказского заповедника

Фауна заповедника крайне разнообразна и во многих чертах уникальна для России. Здесь обитает 89 видов млекопитающих, 248 – птиц, в том числе 112 гнездящихся, 16 видов пресмыкающихся, 9 – земноводных, 21 – рыб, 1 – круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10000 видов насекомых. Точное число червей, ракообразных, паукообразных и многих других групп беспозвоночных животных остаётся невыясненным.

Безусловно, наиболее уязвимым звеном природных экосистем являются крупные млекопитающие. В заповеднике это горный зубр, кавказский благородный олень, бурый медведь, западнокавказский тур, кавказская серна, рысь, косуля и кабан. Однако целый ряд мелких видов зверей также нуждается в экстренных мерах сохранения и в детальном изучении, в том числе барсук, кавказская норка, выдра и др.

Среди птиц преобладают представители отрядов воробьинообразных и соколообразных. В последние годы особое внимание уделяется изучению редких представителей авифауны: кавказского тетерева, белоголового сипа, бородача-ягнятника, сапсана и др. Наиболее многочисленными группами герпетофауны являются настоящие ящерицы и ужовые. Практически каждое второе земноводное или пресмыкающееся заповедника значится на страницах Красных книг МСОП, РФ, Краснодарского края и Республики Адыгея. Безусловно, наиболее замечательными представителями гепертофауны заповедника являются гадюки Казнакова и Динника, малоазиатский тритон, кавказская крестовка. Несмотря на преобладание у рыб представителей семейства карпообразных, практически все они встречаются только в реках Хосты и Шахе. На основной территории заповедника встречается почти исключительно ручьевая форель.

Многие животные заповедника имеют ограниченное распространение (эндемики), либо являются живыми свидетелями прошлых геологических эпох (реликты). Особенно много их среди беспозвоночных животных, а также рыб, амфибий и рептилий. В заповедных урочищах нашли последнее пристанище исчезающие виды нашей планеты. Из позвоночных животных заповедника в Красную книгу МСОП занесено 8 видов, в Красную книгу РФ - 25 видов. А вместе с беспозвоночными животными в государственные и региональные Красные книги занесен 71 вид.

Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных.

Координаты Кавказского заповедника