• Животные
  • Красная книга России
  • Помоги природе
  • Шайтан-Тау заповедник

Расположение и история заповедника Шайтан-Тау

Заповедник «Шайтан-Тау» расположен на севере Кувандыкского района Оренбургской области. Это один из самых молодых заповедников в России (создан 9 октября 2014 года) и один из самых  маленьких на Урале (6726 га). Он располагается в середине одноименного хребта на правобережной части реки Сакмары. Главная ценность Шайтан-Тау - эталонные дубравные лесостепи, лучшие по степени сохранности на всем пространстве восточно-европейской лесостепи от Прикарпатья до Южного Урала. Поэтому на данной территории очень важны задачи: сохранения ключевых мест обитания ценных видов млекопитающих и птиц на границах ареалов их обитания; сохранения и восстановления редких эндемичных и реликтовых видов растений и животных; поддержания высокого биологического разнообразия. Управление государственным природным заповедником «Шайтан-Тау» осуществляет - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» (сокращённое название ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»). Государственные природные заповедники «Оренбургский» и «Шайтан-Тау» имеют наивысший природоохранный статус особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Природа заповедника  Шайтан-Тау

Климатические условия территории заповедника отличаются ярко выраженной континентальностью. Основными чертами являются холодная многоснежная зима, жаркое сухое лето. Одновременно сложная организация рельефа оказывает значительное влияние на температурный и ветровой режим, на распределение осадков. Вся территория заповедника расположена в бассейне р. Сакмары. Здесь с хребта Шайтан-Тау стекает в Сакмару множество мелких рек и ручьев - Новый Дол, Сакмагуш, Каркабар и некоторые другие. В засушливое летнее время они пересыхают. Хребет Шайтан-Тау - единственное место на Урале, где встречаются рифовые массивы известняков кембрийского возраста (более 500 млн лет). Растительный мир хребта Шайтан-Тау представлен двумя основными флористическими комплексами, образующими сочетание восточно-европейских широколиственных дубовых и липовых лесов и различных вариантов луговых злаково-разнотравных и каменистых степей. Флора Шайтан-Тау представляет большой научный интерес, так как здесь проходит граница распространения ряда лесных видов (ортиллия однобокая, лиственница сибирская) и сухостепных форм (ковыли). Растительный мир представлен следующими видами растений: гвоздика уральская, гвоздика иглолистная, пырей инееватый, астрагал Гельма, астрагал карелинский, копеечник Разумовского, тимьян мугоджарский, смолевка башкирская, оносма губерлинская, овсяница лесная, герань Роберта, ясменник душистый, горноколосник колючий, льнянка алтайская, льнянка слабая, очиток гибридный, можжевельник казацкий.

Животные заповедника  Шайтан-Тау

Главной особенностью животного мира Шайтан-Тау является сочетание степных и лесных видов. Здесь было отмечено 40 видов млекопитающих, 101 вид птиц, 6 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных. Особенно богата фауна насекомых: 43 вида жуков, 138 видов бабочек, 9 видов перепончатокрылых, 21 вид двукрылых, что связано с многообразием ландшафтно-экотопических условий и растительных сообществ, к каждому из которых приурочен свой комплекс насекомых. Здесь можно встретить насекомых из степного, лугового, лесного, водного и околоводного комплексов. На участке заповедника было установлено обитание нескольких видов земноводных (тритон обыкновенный, жерлянка краснобрюхая, лягушка озерная, лягушка остромордая, лягушка травяная) и пресмыкающихся (черепаха болотная, веретеница ломкая, ящерица прыткая, ящерица живородящая, уж обыкновенный, гадюка степная). Из птиц можно отметить следующие виды: могильник, осоед, полевой лунь, черный коршун, перепелятник, глухарь, тетерев, болотная сова, иволга, большой пестрый дятел, ворон, серая куропатка и другие. Наиболее характерными видами млекопитающих являются: лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, лесная куница, барсук, заяц-беляк, лесная мышь, степная пищуха, обыкновенная полевка, обыкновенная слепушонка, обыкновенная бурозубка.

ШАЙТАН-ТАУ